43. Бетховен, страница 8

43. Бетховен, страница 8

Жизнь и эпоха

закрыт. Значительно уменьшилось и жалование придворных музыкантов. Это касалось и Нефе, однако даже при таких стесненных финансовых обстоятельствах курфюрст нашел средства, чтобы нанять Бетховена в качестве второго придворного органиста.

Отец Людвига к тому времени окончательно спился, и благосостояние семьи резко упало. Скромный заработок старшего сына был основным источником дохода. Людвигу пришлось хлопотать о том, чтобы ему выдавали половину жалования, причитавшегося отцу, для содержания младших братьев.

Слова Моцарта

Прибыв в Вену, Бетховен нанес визит своему кумиру, Моцарту, и выступил перед знаменитым композитором с импровизированным фортепианным концертом. Моцарт, полагая, что все импровизации Бетховена были подготовлены заранее, сначала не проявил интереса к его игре, но затем молодой музыкант попросил мэтра предложить ему тему для импровизации. Когда Моцарт услышал рождавшуюся на его глазах музыку, он понял, что юноша необыкновенно талантлив и его ждет большое будущее. Однако мечта Бетховена стать его учеником так и не осуществилась. Моцарт был очень занят: он писал оперу «Дон Жуан». А очень скоро появилась еще одна причина, по которой Бетховен не мог продолжать учебу в Австрии: из Бонна пришло известие о том, что его мать тяжело больна. Бет-

Ключевая фигура

КРИСТИАН ГОТТЯОБ НЕФЕ

С раннего детства Бетховена начал учить музыке его отец, но человеком, давшим Бетховену серьезное музыкальное образование, стал органист Кристиан Готтлоб Нефе.

Нефе, родившийся в Саксонии, сначала изучал право в Лейпцигском университете, но позже решил посвятить себя музыке. Он работал дирижером театра в Бонне, а затем сменил Генриха ван ден Эдена на посту придворного органиста при дворе кёльнского курфюрста.

Близким другом Нефе был композитор Карл Филипп Эммануил Бах, сын Иоганна Себастьяна Баха. Благодаря этому знакомству Нефе смог до тонкостей изучить музыкальные принципы Баха-старшего.

Обучая Бетховена основам композиции и игре на клавишных, Нефе использовал в качестве учебного пособия «Хорошо темперированный клавир» Баха. Для самого Бетховена знакомство с этим произведением стало равнозначно личной встрече с великим композитором. Изучая это выдающееся произведение музыкальной литературы, юноша очень быстро вырос и как композитор, и как инструменталист.

Становление Бетховена как музыканта было бы невозможно без участия Нефе. В письме к своему наставнику ученик писал, что если в будущем ему предстоит стать знаменитым, он непременно должен будет разделить свою славу с Нефе.

i

Юный придворный музыкант

Встреча с наставником

К одиннадцати годам Бетховен прекрасно освоил не только клавикорды, но и орган, скрипку, а также новый для того времени музыкальный инструмент — фортепиано. Чтобы полностью посвятить себя музыке, он оставил школу, а после ухода на покой Генриха ван ден Эдена в 1780 году продолжил обучение у нового придворного органиста — Кристиана Готтлоба Нефе.

К этому времени Бетховен был уже вполне профессиональным музыкантом. Он настолько хорошо владел техникой исполнения, что мог подменять за органом своего педагога, когда тот по каким-то причинам отсутствовал. Нефе очень высоко ценил талант своего нового ученика и написал о нем в одном из музыкальных журналов. В 1783 году были впервые опубликованы некоторые сочинения юного композитора. После этого в музыкальной прессе мальчика все чаще стали называть «новым Моцартом».

В 1784 году умер курфюрст Кёльнский. Его сменил Максимилиан Франц, сын императрицы Марии Терезии Австрийской. В Бонне начался финансовый кризис, поэтому театр был

Бетховен, импровизирующий перед Моцартом.