43. Бетховен, страница 6

43. Бетховен, страница 6

Жизнь и эпоха

ii

Творец новой музыки

Олицетворением музыкальной эпохи XVIII века являлся Вольфганг Амадей Моцарт. После его безвременной кончины трон короля музыки пустовал недолго. Появился Людвиг ван Бетховен, повернувший развитие музыки в новое русло. Но венец короля очень часто оказывается терновым...

Второй Моцарт

Музыкант в третьем поколении

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в семье потомственных музыкантов фламандского происхождения. Его дед был капельмейстером, а отец пел в придворной капелле курфюрстов Кёльнских. Дед, кроме того, держал винные погреба, приносившие немалый доход. Суровый и требовательный, Бетховен-старший отправил жену в монастырь, когда обнаружилось, что она злоупотребляет спиртным.

Отец будущего композитора, Иоганн ван Бетховен, человек довольно легкомысленный, имевший тягу к спиртному, в 1767 году женился на вдове Марии Магдалене Кере-вих, очень доброй, заботливой и склонной к самопожертвованию женщине. Первый их ребенок умер вскоре после рождения. В декабре следующего, 1770 года, у них родился второй сын, в честь деда названный Людвигом. Точнйй день его рождения не известен, но крещен он был 17 декабря.

Всего у Иоганна и Марии Бетховен родились семеро детей, из которых выжили трое — Людвиг, Каспар Антон Карл и Николас Иоганн. Таким образом, Людвиг был старшим из троих братьев.

«Создание» вундеркинда

Людвиг ван Бетховен-старший умер, когда внуку, унаследовавшему не только его имя,

► Дом, в котором родился и Бетховен. Сегодня здание его мемориальным музеем.

▼ Мария Магдалена Керевих, мать Бетховена, была очень сдержанной и тихой женщиной.

но и музыкальный талант, было всего три года. Судьба юного дарования оказалась цел», ком во власти отца. Когда Людвигу и с по л w^ лось шесть лет, Иоганн ван Бетхове' учить его играть на клавикордах — предшественнике современного фортепиано. Мальчик не только с удовольствием осваивал не^ простую технику игры, но и день за днем демонстрировал новые достижения, оттачивая свое мастерство.

В ту пору в Германии у всех на слуху был§ имя Вольфганга Амадея Моцарта, музыкального гения, в шесть лет уже разъезжавшего с концертами по Европе. Иоганн Бетховен, смирившись с мыслью, что сам он никогда не поднимется выше обычного музыканта придворного оркестра, решил сделать из своего сына второго Моцарта. Охваченный этой мечтой, он превратился в чэстх^ ящего тирана. Маленького Бетховена лишь изредка пускали поиграть со сверстниками. Отец заставлял его целыми днями просиживать за клавикордами, до бесконечности повторяя гаммы и этюды. При этом Бетховен-старший придирчиво следил за тем, чтШй Людвиг воспроизводил только то, что написано в нотах, и не позволял емуи^мпрови-зировать. Стоило мальчику увлечься и заиграть мотив, что пришел ему в голову, как