43. Бетховен, страница 7

43. Бетховен, страница 7

Бетховен

отец тут же жестко пресекал эту вольность. Воспитание композитора в его планы не входило. Ему достаточно было сделать из сына виртуозного исполнителя. И все же, несмотря на все строгости, уникальный музыкальный талант мальчика продолжал стремительно развиваться.

Когда сыну исполнилось восемь лет, отец организовал его концерт в Кёльне и при этом заверял всех, что Людвигу всего шесть лет. В этом еще раз проявилось его стремление сделать из сына второго Моцарта. На своем первом концерте Людвиг исполнил несколько пьес, но мы, к сожалению, не зна-

HHi

'Заку,

'лисами

МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

два голоса — основную мелодию и ак-

1

Основным направлением в музыке эпохи Ренессанса в XIV—XV веков была полифония — музыкальная ткань, состоящая из двух или более независимых мелодических линий — голосов. В предшествующий период преобладали одноголосная мелодия (монофония) и гомофония — многоголосие, при котором одноголосная мелодия сопровождалась звучаниями аккордов.

В эпоху барокко, в XVII—XVIII веках, популярность завоевал новый музыкальный стиль, включавший в себя элемент так называемого генерал-баса. Он служил основой, от которой строились все интервалы, аккорды и атональные ноты. Основной бас был тесно связан с «непрерывным басом», или бассо-континуо, использовавшимся в качестве аккомпанемента практически во всех жанрах музыки барокко, но редко встречающимся в современной музыке. Большинство нотных партитур того периода включало в себя только

Аристократы XVIII века часто слушали музыку при дворе или в салонах. При этом концерты сами по себе мало интересовали собравшихся, основной задачей музыки было создание достойной их общества атмосферы.

компанирующий «непрерывный бас». 1 В партитурах проставлялись цифровые : обозначения, указывающие интервалы | относительно баса. По ним исполни- < тель определял ноты, которые он мог взять, гармонизируя мелодию. Этот способ гармонизации использовался органистами, когда они аккомпанировали хору, исполнявшему полифони-ческие произведения. В музыке эпохи а; Ренессанса очень важную роль игра- : ли связки, состоявшие из одновремен- 1 но исполнявшихся музыкальных фраз, :; которые накладывались друг на друга, ;: образуя аккорды, гармонически под- ; держанные бассо-континуо. В период | барокко окончательно сложились фун- > даментальные основы гармонии со- I временной музыки. Этот процесс был | неразрывно связан с появлением новых музыкальных инструментов.

Классическая эра в музыке началась £ в конце XVIII века, когда при сочинении / композиций стали учитывать звучание и соотношение групп появившихся к тому времени музыкальных инструмен- | тов, а «непрерывный бас» постепенно начал выходить из употребления.

В классический период родился но- • вый музыкальный жанр — соната. Это трехчастная форма, в основе которой лежит оновная тема, развивающаяся к середине произведения. Она образует ряд так называемых побочных тем, воз- i вращающихся в конце произведения к й первоначальной теме в виде репризы | (повтора). Бетховен был одним из ком- | позиторов, творчески применявших сонатную форму.

ШШШ

Длина Рейна, главной реки Гермаж 1320 километров.

составляет

ем, какие именно. Так состоялось первое появление Людвига ван Бетховена на публике.

Музыкальная техника Людвига быстро совершенствовалась, и вскоре отец понял, что сам он уже ничему не сможет научить своего сына. Тогда он отправил мальчика учиться музыке у придворного органиста Генриха ван ден Эдена и тенора Тобиаса Пфай-фера. Как педагог Пфайфер был немногим лучше своего собутыльника Иоганна Бетховена. Бывали случаи, когда друзья напивались вечером в кабачке, а затем возвращались в дом Бетховенов, будили спящего Людвига и заставляли его играть до самого утра. Это было жестоко, однако много лет спустя именно эти умения позволили Людвигу выжить самому и обеспечить необходимым своих младших братьев...

► Людвиг ван Бетховен-старший — дед великого композитора, названного в его честь. Он обладал прекрасным басом и до последних лет жизни блистал в оперных представлениях.