43. Бетховен, страница 22

43. Бетховен, страница 22

Выдающиеся события

i

Соната в XX веке

Соната по своей тональной гармонии тесно связана с романтическим периодом в истории музыки. Именно в это время композиторы начали создавать масштабные произведения, отличавшиеся по структуре от господствующей на протяжении почти столетия жесткой четырехчастной формы. Одновременно стала меняться также и внутренняя структура частей произведения. «Идея сонаты» оказала сильное влияние как на симфонических, так и на камерных композиторов. Роль сонаты как важнейшей музыкальной формы проявилась в творчестве таких композиторов, как Пауль Хиндемит, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Продолжают сочинять в традициях сонатной формы и современные композиторы конца XX — начала XXI века.

Фортепианные сонаты Александра Скрябина начинались со стандартных форм позднего романтического периода, но постепенно композитор преодолел формальные ограничения и все чаще стал писать одночастные сочинения. Его иногда называют композитором, перебросившим мост между романтической и современной трактовкой сонаты.

Объемная фортепианная соната «Согласие» (1920) Шарля Ива мало чем напоминает традиционную сонату. В ней четыре части (хотя и с необычными для них темпами), очень мало тактовых черт; тональность, там, где она обозначена, является ускользающей, а большая часть сонаты написана как политональная. В произведении имеются также побочные партии альта и флейты, которые при желании могут быть опущены.

Композиторы нового времени привносят в этот музыкальный жанр свою трактовку, предлагают свое прочтение и тем самым дают ему новую жизнь. Так, в 1948 году именно виолончельной сонатой композитор Элиот Картер ознаменовал свой переход от неоклассической к авангардной музыке.

Жанр сонаты — это не догма, а гибкая универсальная форма, которую каждый музыкант может трансформировать под свою идею. Это убедительно доказал великий Бетховен. Эта мысль близка его поклонникам и единомышленникам, созидателям, прокладывающим свой путь в мире искусства.

▼ Автограф Людвига ван Бетховена.

Я*

С •

Соната в романтический период

В начале XIX века появились первые консерватории, и тогда же началось осмысление музыкальной практики классического периода. Именно в этой обстановке приобрел свое современное значение термин «соната», ставший обозначать как форму саму по себе, так и стандарт для концертной музыки в целом, где остальные формы рассматриваются в их отношении к сонате. Ученик Бетховена Карл Черни заявил о том, что именно он предложил идею сонатной формы, а теоретики музыки стали называть сонату идеальной формой для музыки в целом. С этого времени слово «соната» в музыкальной теории часто может обозначать как абстрактную музыкальную форму, так и какое-либо конкретное произведение. Таким образом, симфонию в определенном смысле можно назвать сонатой для оркестра.

В так называемый романтический период были написаны самые знаменитые произведения этого музыкального жанра. Среди фортепианных сонат можно выделить три сонаты Фредерика Шопена, сонату Феликса Мендельсона, три сонаты Роберта Шумана, сонату Ференца Листа си-минор и более поздние сочинения — сонаты Иоганнеса Брамса и Сергея Рахманинова.

ж Концерт камерной музыки, очень популярной во времена Бетховена.

Бетховена, в которой скерцо предшествует медленной части. Этот прием был подмечен музыкальными критиками еще в начале 1800-х годов.

Трудно переоценить значение сонатного наследия Бетховена: композитор оставил нам 32 фортепианные сонаты, а также сонаты для виолончели и фортепиано, скрипки и фортепиано. Бетховен создал художественные формы, во многом определившие ход развития музыкального искусства. Подтверждением этого является тот факт, что сегодня его произведения входят в число наиболее почитаемых творений человеческого гения и непременно входят в репертуар любого серьезного инструменталиста.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Юдвиг ван бетховен

Близкие к этой страницы