43. Бетховен, страница 24

43. Бетховен, страница 24

Исторические параллели

Живущие музыкой

На окружающих Бетховен производил сильное впечатление. Он казался человеком нелюдимым, погруженным в себя. В сознании людей его человеческий облик соединялся с созданной им гениальной музыкой, пропитанной такой невероятной силой и могуществом, такой страстью и болью, таким лиризмом и нежностью, что сам он казался каким-то сверхчеловеком. Но на самом деле он любил шутки, обладал отличным чувством юмора и был очень общительным.

Знаменитый венский композитор Франц Йозеф Гайдн (1732—1809)

Гайдн родился в австрийском селе Рорау 1 апреля 1732 года. Свою музыкальную карьеру он начал в школе хорового пения при кафедральном соборе святого Стефана в Вене. После этого молодой человек решил продолжить свои занятия музыкой. К 1756 году познания Гайдна во всех областях музыки были уже настолько велики, что его стали причислять к лучшим музыкальным мастерам Вены. В 1759 году он принял предложение занять место вице-капельмейстера при дворе чешского князя Морцина, который решил создать в загородном поместье свой собственный оркестр. Контракт с князем предусматривал сочинение дивертисментов для оркестра, благодаря чему молодой Гайдн в совершенстве овладел инструментовкой. В 1761 году музыкант стал капельмейстером при дворе венгерского князя Пауля Антона Эстерхази. Его жизнь в эти годы была посвящена только музыке. Работа Гайдна требовала напряжения всех сил: в его обязанности входило проведение ежедневных оркестровых репетиций, еженедельно — двух оперных представлений и как минимум одного оркестрового концерта. На службе у князей Эстерхази композитор провел в общей сложности 30 лет.

Во время двух визитов в Лондон (1791 и 1794) Гайдна встречали как величайшего музыканта современности. Знаки внимания ему оказывали даже члены королевской семьи. Оксфордский университет присвоил Гайдну звание доктора музыки. В 1795 году композитор уехал из Лондона, а с января 1797 года поселился в пригороде Вены где и провел последние годы жизни.

Карьера этого музыканта сложилась блистательно. В историю музыки Гайдн вошел как основатель венской школы композиции, стремившейся к большей свободе самовыражения. Его считают также родоначальником симфонии и квартета, классической инструментальной музыки и современного оркестра. Творческое наследие композитора включает 108 симфоний, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, оперы.

Ш3