43. Бетховен, страница 21

43. Бетховен, страница 21

Бетховен

А Бетховен дирижирует музыкантами, исполняющими его произведение.

< Бетховен не признавал никаких компромиссов, когда речь шла об искусстве.

▼ Вольфганг Амадей Моцарт, признанный гений в истории музыки.

Впрочем, тот же Гайдн до конца 1790-х годов писал и двухчастные сонаты. В раннем классическом периоде были известны даже четырех-частные сонаты: в них перед медленной частью добавлялось танцевальное проведение, как, например, в фортепианных Сонатах №6 и №8 Гайдна. Сонаты Моцарта были, как правило, трехчастными. Из включенных в Шестнадцатый сборник Гайдна произведений, названных композитором фортепианными «сонатами», «дивертисментами» или «партитами», 7 было двухчастными, 35 трехчастными и 3 че-тырехчастными. Кроме того, несколько произведений представляют собой нечто среднее между трехчастными и четырехчастными.

С течением времени инструментальные произведения обычно стали писать в четырех, а не в трех частях, — прежде всего эта практика коснулась струнных квартетов и симфоний, чтобы закрепиться затем в собственно сонате, как это произошло в ранних сонатах Бетховена. Однако двух- и трехчаст-ные сонаты продолжали писать на протяжении всего классического периода. У того же Бетховена опус 102 включает в себя две сонаты — двухчастную до-мажор и трехчаст-ную ре-мажор.

И все же в начале XIX века именно четырех-частная форма становится стандартной внача-

«Для того, чтобы создать что-то по-настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило»

ле для струнного квартета, а затем и для симфонии. Обычной считается следующая последовательность частей.

1) Аллегро — часть в сонатной форме, включающая в себя экспозицию (представление основной темы), развитие и репризу.

2) Медленная часть — анданте, адажио или ларго.

3) Танцевальная часть — чаще всего менуэт и трио или (особенно в поздний классический период) скерцо и трио.

4) Финал — часть, написанная в более быстром темпе, часто в форме сонаты-рондо.

Эта четырехчастная структура может считаться стандартной для сонаты и сохраняет силу при количестве частей менее или более четырех. В этих случаях произведение все равно называется сонатой, но только с «опущенной» или «дополнительной» частью. Четырехчастная соната с измененным порядком следования частей называется «перевернутой»: примером может служить Девятая симфония

Йозеф Гайдн, один из музыкальных наставников Бетховена.

ЕВ