43. Бетховен, страница 20

43. Бетховен, страница 20

Выдающиеся события

Бетховен и соната

Бетховен оставил множество произведений, написанных в сонатной форме. Сонатой (от латинского и итальянского sonare, или «звучать») называется называется один из основных жанров инструментальной музыки, в отличие от кантаты (от латинского и итальянского cantare, или «петь») — произведения для хора и оркестра. Иными словами, кантату поют, а сонату исполняют на музыкальных инструментах. Будучи достаточно неопределенным, термин «соната» естественным образом эволюционировал на протяжении истории музыки, пройдя целый ряд форм еще до наступления классической эры. В классический период роль сонаты постоянно возрастала, а к началу XIX века она превратилась в основную форму каждого крупномасштабного музыкального произведения.

Что такое соната?

Термин «соната»типичен для произведений, созданных в период, когда доминирующим направлением в искусстве был стиль барокко. В период перехода от барокко к классической музыке термин «соната» меняет свое смысловое содержание: он расширяется, вбирая в себя самые различные виды небольших инструментальных пьес в жанре камерной музыки, написанных либо для солирующего инструмента, либо для солирующего инструмента с фортепиано. С 1800 года термин «соната» начал применяться для обозначения масштабной музыкальной формы и именно в этом смысле используется теперь в музыковедении. Если термину «соната» придается более специфическое значение, указывают, как правило, конкретное сочинение или сочинения. Так, например, термин «сонаты Бетховена» включает в себя произведения композитора, названные им «сонатами», в то время как сонатная форма использовалась тем же Бетховеном и при создании его симфонических или камерных работ.

Соната в эпоху барокко

К моменту появления на музыкальной сцене Арканджело Корелли сложились два типа полифонической сонаты: написанная в жанре духовной музыки и концертная (камерная).

Церковные сонаты писались, как правило, для одной или нескольких скрипок и баса и обычно включали в себя медленную интродукцию, свободное фугированное аллегро, медленную напевную часть (кантабиле) и бы-

■ED

стрый финал, близкий к танцевальным мелодиям сюиты. Правда, эта схема окончательно сложилась только с появлением сочинений Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя и сохранилась как традиция итальянской скрипичной музыки вплоть до начала XIX века в сочинениях Боккерини.

Камерные сонаты почти целиком состояли из танцевальных мелодий, но в творчестве Баха и Генделя такого рода композиции стали называться «сюитами», «партитами», а если имели прелюдию в форме французской оперной увертюры, то «увертюрами». С другой стороны, характерные признаки сонат обоих типов свободно смешивались друг с другом.

Соната в классический период

Окончательный вид соната приняла в классический период истории музыки. Первоначально общепринятой считалась следующая последовательность частей сонаты.

1) Аллегро, что в ту эпоху означало не только темп, но форму развития основной темы.

2) Средняя часть чаще всего была медленной — анданте, адажио или ларго, гораздо реже менуэт или тема с вариациями.

3) Заключительная часть в ранний период иногда могла быть менуэтом, как, например, в трех первых фортепианных сонатах Гайдна, но затем ее обычно стали обозначать как «аллегро» или «престо», назвав эту часть «финалом». При этом формой произведения чаще всего становилось рондо.