43. Бетховен, страница 29Бетховен «Музыка выше, чем любая мудрость и философия» «Итальянские» симфонии, обычно используемые в качестве увертюр и антрактов в оперных постановках, по традиции имели трехчастную форму: быстрая часть (аллегро), медленная часть и еще одна быстрая часть. Именно по этой схеме написаны все ранние симфонии Моцарта. Ранняя трехчастная форма постепенно была вытеснена четырехчаст-ной формой, доминировавшей в конце XVIII и на протяжении большей части XIX века. Эта симфоническая форма, созданная немецкими композиторами, стала ассоциироваться с «классическим» стилем Гайдна и позднего Моцарта. Появилась дополнительная «танцевальная» часть, и при этом первая часть признавалась «первой среди равных». Стандартная четырехчастная форма состояла из: 1) быстрой части в бинарной или — в более поздний период — сонатной форме; 2) медленной части; 3) менуэта или трио в трехкомпонентной форме; 4) быстрой части в форме сонаты, рондо или сонаты-рондо. Обычными считались вариации этой структуры, например, изменение порядка двух средних частей или добавление медленной интродукции к первой быстрой части. Первой известной нам симфонией с включением менуэта в качестве третьей части было сочинение ре-мажор, написанное в 1740 году Георгом Матиасом Монном, а первым композитором, постоянно добавлявшим менуэт как компонент четырехчастной формы, стал Ян Стамиц. Сочинением ранних симфоний занимались в основном венские и мангеймские композиторы. Ранними представителями венской школы были Георг Кристоф Вагензейль, Венцель Раймонд Бирк и Георг Матиас Монн, а в Мангейме работал Ян Стамиц. Правда, это не означает, что симфониями занимались только в этих двух городах: их сочиняли по всей Европе. Концерт в Венском городском театре, где некогда жил Бетховен. < Иоганнес Брамс, немецкий композитор, автор четырех симфоний. ▼ Плакат компании «Phillips Record» 1960-х годов с портретом Бетховена. ЕЯ |