43. Бетховен, страница 28

43. Бетховен, страница 28

I

Бетховен и симфония

Слово «симфония» очень часто употребляется, когда заходит речь о произведениях Людвига ван Бетховена. Значительную часть своей жизни композитор посвятил совершенствованию жанра симфонии. Что же представляет собой эта форма композиции, являющаяся важнейшей частью наследия Бетховена и успешно развивающаяся в наши дни?

Истоки

Симфонией называется крупная музыкальная композиция, написанная для оркестра. Таким образом, понятие «симфония» не относится к какому-то определенному жанру музыки. Многие симфонии являются тональными произведениями в четырех частях, причем первой формой считается соната. Их обычно классифицируют как классические симфонии. Однако даже сочинения некоторых известных мастеров классического периода — таких, как Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен, — не укладываются в эту модель.

Слово «симфония» происходит от греческого lupcpwvia, что означает «звучать вместе». Исидор из Севильи первым использовал латинскую форму этого слова для обозначения двуглавого барабана, а в XII—XIV веках во Франции это слово означало «шарманка». В значении «звучать вместе» оно появляется также в названиях некоторых сочинений композиторов XVI—XVII веков, включая Джованни Габриеле и Генриха Шутца.

В XVII веке, на протяжении большей части периода барокко, термины «симфония» и «синфония» применялись к ряду различных композиций, включая инструментальные произведения, используемые в операх, сонатах и концертах — обычно как часть более крупной работы. В оперной синфонии, или итальянской увертюре, в XVIII веке сложилась стандартная структура из трех контрастных частей: быстрой, медленной и быстрой танцевальной. Эту форму принято считать непосредственной предшественницей оркестровой симфонии. На протяжении большей части XVIII века термины «увертюра», «симфония» и «синфония» считались взаимозаменяемыми.

Другим важным предшественником симфонии был концерт рипиено — сравнительна мало изученная форма, напоминающая кон церт для струнных и бассо-континуо, но солирующих инструментов. Самыми ранними из концертов рипиено считаются произведения Джузеппе Торелли Антонио Вивальди также писал произведения такого типа. Пожалуй, наиболее известным концертом рипиено является «Бранденбургский концерт» Иоганна Себастьяна Баха.

Симфония в XVIII веке

Ранние симфонии писались в трех частях со следующим чередованием темпов: быстрый — медленный — быстрый. Симфонии отли чаются и от итальянских увертюр тем, что предназначаются для самостоятельного концертного исполнения, а не для исполнения на оперной сцене, хотя произведения, изначально написанные как увертюры, позже иногда использовались в качестве симфоний и наоборот. Большинство ранних симфоний было написано в мажоре.

Симфонии, созданные в XVIII веке для концертного, оперного или церковного исполнения, исполнялись вперемешку с сочинениями других жанров или выстраивались в цепочку, составленную из сюит или увертюр. Доминировала вокальная музыка, в которой симфонии выполняли роль прелюдий, интерлюдий и постлюдий (завершающих частей).

В то время большинство симфоний были короткими, продолжительностью от десяти до двадцати минут.

Франц Шуберт, поклонник Бетховена,участвовавший в его похоронах.

КЗ

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Юдвиг ван бетховен

Близкие к этой страницы