54. Чингисхан, страница 26Исторические параллелиЛучший полководец Чингисхана Субедей (1176—1248) Субедей, выходец из монгольского племени урянхатов, в детстве был отдан Чингисхану в заложники и преданной службой заслужил его доверие. Монгольский хан отзывался о своем нукере так: «Субедей — опора и щит. В кровавых боях все свои силы отдает на службу моей семье. Я очень ценю его»!» К 1212 году, став сотником, он отличился при взятии города Хуаньчжоу, за что получил от императора в награду повозку золота и шелка. В 1217 году Субедей вызвался возглавить карательный поход против меркитов, отказывавшихся признавать власть Чингисхана. В 1219 году он одержал над ними решающую победу, после чего их хан Хуту бежал к половцам, но и там монгольский полководец настиг и разгромил его. В итоге племя меркитов было почти полностью уничтожено. Во время войны с Хорезмом Субедей вместе с Джебе получил задание захватить в плен шаха Мухаммеда Ала ад-Адина. После смерти шаха два монгольских полководца продолжили поход: покорив страны Закавказья, они вышли в половецкие степи и летом 1223 года разгромили русско-половецкое войско на реке Калке. В 1229 году новый монгольский хан Угедей выдал за Субедея замуж царевну Тумегань. В 1238—1239 годах полководец принял участие в походе на Русь, причем Бату-хан доверил ему командование главной армией. В 1241 году он принял участие во вторжении монголов в Венгрию. Именно Субедею принадлежал план, позволивший завоевателям полностью разгромить многочисленное венгерское войско на реке Шайо. Лучший монгольский полководец впоследствии активно участвовал в завоевании Южного Китая и умер в возрасте 72 лет. В поисках «пресвитера Иоанна» Людовик IX (1214—1270) Известия о появлении в Восточной Европе страшных завоевателей, именуемых «тарта-рами», всполошили всех жителей континента. Опасаясь, что вторжения татар повторятся, европейские монархи стремились узнать о них как можно больше. Большую активность в этом отношении проявил французский король Людовик IX. Его особый интерес вызвали легендарные сообщения о существовании на Дальнем Востоке христианского царства, возглавляемого неким «пресвитером Иоанном». Людовик IX впервые услышал об этом в 1248 году во время Шестого крестового похода. Для проверки полученных сведений король в 1253 году отправил в Монголию францисканского монаха Вильгельма Рубрука. Через два года путешественник вернулся во Францию, с успехом выполнив свою дипломатическую миссию. В книге «Путешествие в Восточные страны» Рубрук описал увиденное, среди прочего рассказав то, что ему удалось узнать о «пресвитере Иоанне». Сведения эти крайне неопределенны. По версии французского посланника, к числу христиан-несториан относились племена найманов, меркитов и кереитов. К моменту появления Рубрука в Монголии они уже отказались от христианства, так что лишь немногие из оставшихся в Монголии несториан помнили о пресвитере Иоанне, умершем не оставив наследников. Путешественник счел нужным отметить, что ходившие в Европе слухи раздувают прибывавшие с Востока несториане: «Из ничего они создают большие разговоры, поэтому они распространили и про Сартаха, будто он христианин; то же говорили они про Мангу-хана... потому только, что те оказывают христианам большее уважение, чем другим народам; однако на самом деле они не христиане». Достаточно реалистичные показания Рубрука отнюдь не остановили хождение по Европе слухов о «пресвитере Иоанне», но разочаровали христианских проповедников, надеявшихся на широкое распространение христианства на Востоке.
|