56. Мартин Лютер, страница 26

56. Мартин Лютер, страница 26
Исторические параллели

Стоявший над схваткой

Эразм Роттердамский (1469—1536)

Гуманизм был движением, родившимся в эпоху Возрождения. Он ставил во главу угла человека, апеллируя к ценностям античной культуры. Эразм Роттердамский являлся одним из наиболее ярких представителей этого направления.

Герард Герардсон, взявший впоследствии псевдоним «Дезидерий Эразм», был незаконнорожденным сыном священника. Он обучался в монастырской школе, а затем постригся в монахи. Ему удалось покинуть монастырь, став секретарем епископа Камбрейского, после чего Эразм отправился на учебу в Парижский университет, где изучал философию и греческий язык. После 1499 года он много путешествовал по всей Европе. В 1516 году ученый опубликовал греческий текст Нового Завета. Своими трудами Эразм завоевал огромный авторитет у читающей публики, так что каждая его новая книга встречалась с огромным интересом. В своих ранних произведениях «Оружие христианского воина» (1504) и «Похвала глупости» (1511) он призывал вернуться к истокам христианства. Эти книги, несомненно, оказали сильное влияние на молодого монаха Лютера.

Эразма иногда рассматривали как пионера Реформации и даже говорили, что «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел». Однако сам Эразм утверждал свою позицию беспристрастного ученого, демонстрируя терпимость к учению Лютера и одновременно свою непреклонную преданность католической церкви. Тем не менее, мыслитель не мог вечно сохранять академический нейтралитет и в 1524 году открыто встал на сторону католической церкви, выступив против лютеранства с памфлетом «Диатриба, или Рассуждение о свободной воле». Эта книга получила широкое распространение среди противников Лютера. Реформатор церкви откликнулся на нее своей работой «О рабстве воли». Тем самым произошло окончательное размежевание гуманистов и реформаторов церкви.

Создатель протестанстких хоралов

Иоганн Себастьян Бах (1685—1750)

Лютер, любивший музыку, оказал немалое влияние на развитие музыкального искусства Германии. Творчество Баха, вершина немецкой церковной музыки, уходит корнями к хоралам Лютера. Первый сборник протестантских хоралов, созданных Лютером и его другом Иоганном Вальтером, был напечатан в 1526 году. В сборник вошло всего 26 псалмов, однако новые, дополненные, издания продолжали появляться вплоть до начала XVIII века. Лейпцигская антология, которой пользовался Бах, разрослась уже до восьми томов, и в ней насчитывалось почти пять тысяч псалмов. Большинство церковных кантат Баха начинаются с хоралов, продолжаются оркестровыми частями и завершаются также хоралами, что демонстрирует огромное воздействие учения Лютера на гениального композитора.

Иоганн Себастьян Бах родился в семье потомственных музыкантов из Тюрингии. Он появился на свет в Эйзенахе — городе, где когда-то учился Лютер. Начиная с 1703 года Бах, став профессиональным музыкантом, служил органистом в протестантских церквах во многих городах Германии. В 1723 году он переехал в Лейпциг, где и провел остаток своей жизни. Здесь он сначала получил место кантора (дирижера и органиста) в церкви святого Фомы, а затем стал придворным композитором. В этот период Бах создал многие свои шедевры, не находившие, однако, признания у его современников: для них музыкант оставался прежде всего прославленным органистом.

В 1750 году Бах начал терять зрение и продолжал играть практически вслепую. 28 июля того же года он скончался от пневмонии. В последующие 80 лет музыкой Баха почти никто не интересовался, за исключением такого выдающегося музыканта, как Моцарт. Как величайшего композитора Баха «открыли» лишь в начале XIX века.

ШИ