56. Мартин Лютер, страница 27

56. Мартин Лютер, страница 27
Мартин Лютер

Г-\

Католик, сокрушивший католичество Генрих VIII (1491—1547)

В книге «О вавилонском пленении церкви» Лютер позволил себе прямые нападки на английского короля Генриха VIII. Реформатор разбирал природу католических таинств, в ходе которых их участники получали милость Божью. Всего в католицизме насчитывается семь таинств, но Лютер утверждал, что только о трех из них — крещении, причастии и покаянии — говорится в Библии. Остальные таинства были добавлены позднее самой церковью. Генрих, в то время ревностный католик, собственноручно написал книгу «Утверждение семи таинств — против Мартина Лютера», за что получил от папы римского титул «Защитника веры». В ответ Лютер назвал Генриха VIII «дьяволом, более опасным, чем еретики» и «свиньей, которая не разбирается в Библии». Пожалуй, еще никто из королей не подвергался до этого подобному оскорблению.

Генрих VIII, второй король из династии Тюдоров, возникшей в 1509 году, получил разрешение папы на брак с Екатериной Арагонской, вдовой своего брата. Когда же оказалось, что она неспособна родить ему сына-наследника, Генрих VIII обратился к папе с просьбой разрешить ему развод. Через шесть лет бесплодного ожидания король приказал аннулировать свой брак Томасу Кранмеру, архиепископу Кентерберийскому, и порвал все связи с Римом. В 1534 году Генрих VIII издал «Акт о главенстве английского короля над церковью», объявив себя единственным верховным главой церкви в Англии. При этом католические ритуалы в англиканской церкви сохранились в изначальном виде, хотя сама она занимала антиримскую позицию. После смерти Генриха VIII в 1547 году эта двусмысленная ситуация сохранилась. При этом последующие английские монархи сохранили за собой титул «Защитника веры» (Defender of Faith), так что инициалы этого титула — FD — до сих пор чеканятся на реверсе британской монеты достоинством в один фунт стерлингов.

/-

Отец церкви

Аврелий Августин (354—430)

Августин Блаженный, святой покровитель монашеского ордена, к которому принадлежал Лютер, стал христианином не сразу.

Он родился в городе Тагасте в Северной Африке, на территории нынешнего Алжира. Августин был сыном язычника и христианки. Юные годы он провел в Карфагене, изучая риторику. Первоначально будущий отец церкви примкнул к манихеям и исповедовал в течение девяти лет эту религию, проповедовавшую воздержание.

Августин был учителем риторики у себя на родине, а затем в Карфагене и Риме. В 384 году он перебрался в Милан, где принялся за изучение неоплатонизма. Познакомившись с христианским епископом Амвросием, Августин начал склоняться к христианству и в возрасте 32 лет принял святое крещение. Возвратившись в Тагаст, он ушел в монахи, а в 396 году стал епископом маленького города Гиппона в Северной Африке. Здесь он провел остаток жизни, проповедуя и работая над своими сочинениями. Августин принимал участие в многочисленных церковных форумах того времени, на которых предпринимались первые серьезные попытки разработать догматическую и организационную структуры христианства.

«Бог создал нас для Себя, и наши сердца должны оставаться неустанными, пока не успокоятся в Боге», — утверждал Августин. По его словам, он провел всю жизнь в поисках душевного покоя, но сама его жизнь требовала непрерывного внутреннего развития. В этом смысле судьба Августина была сродни судьбе Лютера. Августин проделал путь от язычества к христианству, а Лютер, следуя его примеру, размышлял о цели собственной жизни и доискивался до сути христианской веры.

ШI