62. Николай Коперник, страница 12

62. Николай Коперник, страница 12

I

Жизнь и эпоха

«На другом краю света»

Помощник епископа

По завершении учебы Николай Коперник вернулся на родину, отправившись во Фром-борк, где проживал глава Вармийской епархии. По сравнению с Италией, уже ставшей для Коперника «своей», север Польши казался ему «другой стороной света». Епископ Ватценроде пригласил племянника на должность своего личного секретаря и врача.

Андрей Коперник тоже стал каноником, но вернулся домой, страдая от неизвестной болезни — по разным версиям, сифилиса или проказы, — и был удален из епархии. Он поехал лечиться в Италию и умер там около 1518 года.

Загадка попятного движения

Служба в епархии предоставляла Николаю Копернику много свободного времени, и он посвящал его серьезным занятиям астрономией.

Ученый задумался над природой попятного движения планет: по какой-то причине они замедляют свое обычное движение, затем останавливаются вообще, после чего начинают, с точки зрения земного наблюдателя, двигаться в обратном направлении, пока, наконец, вновь не остановятся и возобновят нормальный ход. Система Птолемея объясняла его движением планет по окружности соб-

▼ Планета Марс, первая из числа «внешних» по отношению к Земле планет Солнечной системы. Из-за различия их орбитальных скоростей земные наблюдатели время от времени могут наблюдать его попятное движение.

ственной сферы (эпициклам), в свою очередь вращающейся вокруг Земли. Обычно одного эпицикла оказывалось недостаточно, и потому для «исправления» этой теории требовалось вводить несколько дополнительных эпициклов.

Физический смысл этих сложных процедур оставался неясен, и Коперник попытался отыскать иное объяснение попятному движению планет. Он решил внимательнее изучить труды античных ученых в надежде найти в них альтернативные подходы к этой трудной проблеме. Коперник не ошибся: в древних книгах действительно обнаружились другие толкования этого явления. Польского ученого особенно заинтересовала космологическая теория, предложенная пифагорейцем Филолаем.

По мнению этого ученого, центром Вселенной является не Земля, а некий Огонь. Вокруг него вращаются все планеты, известные грекам, включая Солнце, Луну и саму Землю. Модель Филолая казалась фантастической и странной. Коперника эта концепция не убедила, однако мысль о нецентральном положении Земли в космосе показалась ему любопытной.

Кроме того, обнаружилась еще одна «еретическая» древняя теория: Аристарх Самосский в III веке до н. э. предположил, что центром Вселенной является Солнце, вокруг которого движутся и Земля, и другие планеты.

Коперник задумался: если, сидя в двигающейся повозке, наблюдать за проплывающим мимо миром, в определенный момент может показаться, что повозка стоит на месте, а «пейзаж» смещается в направлении, обратном наблюдателю. Не является ли это ключом к феномену движения небесных тел? Коперник пришел к мысли, что правильнее считать центром Вселенной именно Солнце, так что прочие небесные объекты вращаются вокруг него. Это объясняло попятное движение планет: оно представляет со-

Коперник и Галилей, поддержавший гелиоцентрическую теорию.

▼ Во времена Коперника уже широко применялось книгопечатание. Издавалось много книг, расширявших и обогащавших человеческие познания о мире.