70. Александр II, страница 27Александр III 'V у f «Двух станов не боец, а только гость случайный» Алексей Константинович Толстой (1817—1885) Поэт, защитник крестьян Николай Алексеевич Некрасов (1821—1877) Писатель Николай Алексеевич Некрасов, современной литературной модой смещенный в разряд второстепенных авторов, при жизни пользовался огромной популярностью у демократической общественности. Его смерть стала потрясением для тысяч людей, так что его похороны превратились в политическую демонстрацию. Некрасов в своем позднем творчестве пытался описать крестьянскую жизнь глазами самих крестьян. Особое место в его творчестве заняла поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1876), в которой он отправил своих героев — крестьян-странников — в путешествие по пореформенной России с целью отыскать ответ на поставленный в заглавии поэмы вопрос. В ней, в частности, содержится знаменитая, процитированная многие тысячи раз характеристика крестьянской реформы: «Распалась цепь великая, распалась — расскочилася: одним концом по барину, другим по мужику!..» Впрочем, чаще для благозвучия диалектное «расскочилася» меняют на «и ударила»... Некрасова, издателя журнала «Современник», не постигла участь Чернышевского, его ближайшего соратника, отправленного на каторгу за мнимое подстрекательство к крестьянскому бунту, однако ему приходилось постоянно испытывать жесткое давление со стороны властей, в 1866 году, после выстрела Каракозова, все-таки закрывших неблагонадежный некрасовский журнал. Через два года ему удалось, возглавив журнал «Отечественные записки», вернуться к активной общественной деятельности. Своим творчеством Некрасов надеялся обратить внимание властей на бедственное положение крестьянства и тем самым побудить к продолжению реформ. Призыв этот так и не был услышан. Граф Алексей Константинович Толстой в юности относился к числу петербургской «золотой молодежи», занятой светской жизнью и лишь числившейся на службе. Сверстник цесаревича, он неизменно пользовался расположением Александра II и при его воцарении мог бы сделать неплохую карьеру. Однако в 1859 году, несмотря на увещевания многих своих друзей и самого императора, Толстой покинул Петербург и, живя в своих имениях Красный Рог, на современной Брянщине, и Пустынька под Петербургом, всецело посвятил себя литературной деятельности. Между тем, он проявлял задатки блестящего публициста и мог бы стать лидером любого из существовавших тогда общественных течений. Но втом-то и дело, что Алексей Константинович чувствовал себя «белой вороной» и не желал примыкать ни к одному политическому лагерю. Являясь одним из творцов знаменитого Козьмы Пруткова, он сотрудничал с журналом «Современник» и позволял себе выступать с ироничными поэмами («Сон Попова», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»), в которых довольно едко высмеивал и либералов, и консерваторов. Многие его высказывания прекрасно вписываются в исторический контекст второй российской «перестройки» и «демократической» эпохи 1980—1990-х годов. Чего, например, стоит его письмо Александру II 1860 года! В нем Толстой обращается к царю с призывом остановить разрушение памятников средневековой культуры, совершаемое невежественными, но высокопоставленными деятелями церкви. Его послание, разумеется, не имело никаких последствий. Помимо тонкой лирики, в большинстве своем положенной на музыку, писатель известен своими литературно-историческими сочинениями — прежде всего, романом «Князь Серебряный» и драматической трилогией, посвященной событиям XVI — начала XVII веков («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»). V___ ЕЛ
|