95. Платон, страница 31

95. Платон, страница 31
Платон

ная революция, одним из следствий которой стала легализация гомосексуализма. Эти представители человеческой породы не замедлили объявить Платона своим теоретиком: однополая любовь объявлялась ими высшим проявлением любви.

Впрочем, и без этой шумной, но, к счастью, относительно немногочисленной части человечества массовая культура наложила свой отпечаток на мировое философское наследие, в частности, и на творчество Платона, более доступное широкой публике, чем труды Аристотеля или Гегеля. Ссылки на Платона и платонизм встречаются в научно-популярной и псевдонаучной литературе и носят порой анекдотичный характер.

Разумеется, великий древнегреческий мыслитель, оказавший мощное влияние на развитие европейской философской мысли, в этом не виноват. Судя по всему, «вина» его состоит лишь в том, что он жил на сломе эпох, когда пропасть между высотой и ни

зостью человеческого духа становится просто ужасающей. Особенно это касается элиты общества, представители которой нередко оказываются наделенными обеими этими качествами.

Такими были практически все эпохи, когда интерес к Платону возрастал: эпоха эллинизма, в начале которой жил этот мыслитель-эпоха кризиса ранней Римской империи (эпоха Плотина); эпоха Возрождения; наконец, современность, по ряду своих черт напоминающая каждую из вышеназванных вех мировой истории. Словом, наступила пора нового прочтения Платона.

И его читают. На философских факультетах лучших университетов мира его имя пользуется, пожалуй, наибольшим уважением. В заочном споре «романтика» Платона с «прагматиком» Аристотелем явно выигрывает первый. Вопрос: какие выводы извлечет из нового обращения к Платону очередное поколение мыслителей?

Английский писатель Олдос Хаксли, автор антиутопии «О, дивный новый мир», в которой представлена картина казарменного социализма, во многом соответствующего платоновскому социальному идеалу.

Статуя Платона перед входом в Афинский университет.