95. Платон, страница 30

95. Платон, страница 30
Итоги

эту эпоху изучение классического античного наследия предопределило повышенный интерес к идеям Платона. Его философией заинтересовались, в частности, такие художники, как Микеланджело и Рафаэль. В 1511 году Рафаэль создал один из своих шедевров — фреску «Афинская школа», на которой изобразил многих видных древнегреческих философов, помещенных рядом с представителями флорентийского общества на фоне величественного строения. В центре композиции расположены фигуры Платона и Аристотеля.

Члены влиятельной флорентийской семьи Медичи являлись поклонниками эллинской культуры. Козимо Медичи, первый правитель Флоренции из рода Медичи, даже покровительствовал созданной в городе Платоновской академии. С греческого и латыни были сделаны переводы многих работ, имевших отношение к платонизму: Диалогов самого Платона, а также ряда эллинистических текстов, написанных после смерти философа, и сочи

нений философов-неоплатоников II века н. э., включая Плотина и Порфирия.

В объятиях платонической любви

Для того чтобы избежать обвинений церковных деятелей в противоестественном грехе, сторонники Платона создали понятие платонической любви: любовь между мужчинами, о которой многократно говорится в Диалогах Платона, будто бы имела не телесный, а чисто духовный характер, а потому она свидетельствует о высоте духа любящих людей и ни о чем ином. С течением времени такое представление настолько укрепилось, что в эпоху нового и новейшего времени многие высокоинтеллектуальные и глубоко интеллигентные люди например, русские мыслители Владимир Соловьев и тот же Павел Флоренский даже не могли себе представить, что речь на самом деле шла о чем-либо ином.

Между тем, во второй половине XX века на Западе произошла так называемая сексуаль

А Картина сюрреалиста Рене Магритта «Сын человеческий». Пример ее попсового, псевдоплатонического, толкования: «Магритт располагает обычные предметы перед лицом человека, пытаясь привести предмет к его совершенной форме и одновременно демонстрируя, что нарисованный предмет не является таковым на самом деле. Подобные концепции выдвигал Платон тысячи лет назад».