95. Платон, страница 27Платон(- Первый неоплатоник Плотин (204—270) В III веке, через шесть столетий после того, как Платон оставил миру свое учение, была сделана попытка восстановить его в изначальном виде. Ее предпринял Плотин, вместе со своими учениками создавший философскую систему, названную неоплатонизмом. Родившийся в египетском городе Ликополе Плотин, грек или римлянин по происхождению, в возрасте 27 лет переехал в Александрию, где изучал философию у Аммония Саккаса. Позже Плотин много путешествовал по Ближнему Востоку, а затем поселился в Риме, где обучал неоплатонизму многочисленных учеников. Плотин был одним из самых страстных приверженцев идей Платона с момента смерти великого философа. Он взялся собрать и систематизировать разрозненные, рассыпанные по текстам разных Диалогов, высказывания Платона на одну и ту же тему и дать им единое толкование. Плотин стремился вернуться к философским воззрениям Платона, отказавшись от исправлений, внесенных философами периода Средней и Новой Академии. Кроме того, Плотин и его ученики считали представителей гностицизма отошедшими от идей Платона еретиками. Эта пестрая в религиозном отношении группа мыслителей стала одной из предтеч христианства. Многие свои положения гностики заимствовали у Платона, однако полагали, что материальный мир является злом. Большей частью наших сведений о Плотине мы обязаны его ученику — Порфирию Тирскому. Собрание сочинений Плотина под редакцией Порфирия, известное как «Эннеады», включает в себя предисловие, в котором рассказывается о жизни египетского философа, вдохновленного учением Платона. Изменившими платонизму Бертран Рассел (1872—1970) Бертран Рассел, английский философ и математик XX века, начинал свой творческий путь как убежденный поклонник Платона, но затем его взгляды претерпели эволюцию, и он превратился в приверженца английского философа Дэвида Юма. Он родился в Уэльсе, но большую часть своей жизни провел в Англии. Его идеи стали доминирующими на философских отделениях университетов всех англоязычных стран. Рассел был активным борцом против войны, за что в годы Первой мировой войны оказался в тюрьме, а позже выступал против фашизма и гонки ядерных вооружений. В 1945 году Рассел опубликовал книгу «История западной философии и ее связь с политическими и социальными обстоятельствами с древних времен до наших дней», представлявшую собой обзор западной философии, начиная с мудрецов досократовской эпохи и кончая философами XX века. В 1950 году Рассел во многом благодаря этому труду был удостоен Нобелевской премии по литературе. Великий физик Альберт Эйнштейн заметил однажды, что «это драгоценная книга... стоит выше конфликтов между партиями и точками зрения». Перестав быть платоником, Рассел сохранил уважение к Платону как мыслителю. Вместе с тем он отдавал должное и философам других направлений. Например, разбирая полемику Платона с софистами, Рассел отмечает его необъективность: «Платон протестовал против практики софистов получать деньги за обучение отчасти с позиций сноба (по современным понятиям)... Странно, что современные профессора, которые не видят причины отказываться от жалованья, так часто повторяют платоновское обвинение против софистов». а щ. ЕЛ |