95. Платон, страница 26

95. Платон, страница 26

Исторические параллели

I

Предшественник Платона

Пифагор (580—497 до н. э.)

В платоновском диалоге «Государство» говорится о том, что общество способно преуспевать лишь при условии, что им будет управлять царь-философ, окруженный единомышленниками, которые употребят высшее знание для создания идеального общественного порядка.

Есть основания полагать, что идеи Платона напрямую вытекают из учения Пифагора, размышлявшего над теми же проблемами за сто лет до рождения Платона. Пифагор, ныне более известный как математик, был самобытным философом, разработавшим среди прочего учение об идеальном обществе. Платон очень высоко ценил Пифагора и тщательно изучал основы пифагорейства. Для пифагорейцев математика являлась лишь инструментом для выявления соотношений между физическим миром и человеческой душой. Платон признавал также учение Пифагора о переселении душ. Влияние пифагорейства сказалось даже в надписи над входом в Академию: «Негеометр — да не войдет».

«Отец чисел» Пифагор жил на острове Самос, в восточной части Эгейского моря, всего в двух километрах от побережья Турции. Великий математик и философ основал на этом острове свою школу, однако вскоре вынужден был перенести ее в южно-итальянский город Кротон. Члены пифагорейского братства активно включились в политическую жизнь Южной Италии, что вызвало резкую оппозицию у демократически настроенных политиков. В итоге Пифагору пришлось бежать из Кротона в Метапонт, где он в 497 году до н. э. умер.

Однако пифагорейцы продолжали следовать заветам учителя. С одной стороны, они хранили основы своего учения в тайне, с другой стороны, стремились претворить в жизнь политические идеалы Пифагора. К числу знаменитых пифагорейцев относился Архит Тарентский, зарекомендовавший себя непобедимым полководцем и некоторое время управлявший своим городом. К нему приезжал учиться сам Платон.

(-\

Основоположник софизма

Протагор (ок. 480—410 до н. э.)

Протагор был родом из города Абдеры и начал заниматься философией под влиянием Демокрита, другого знаменитого философа из Абдер. Выходец из низов общества, Протагор стал первым из древнегреческих философов зарабатывать на жизнь, занимаясь преподаванием. Он совершал поездки по разным городам Эллады и дважды останавливался в Афинах. Выступая с речами и организуя диспуты, Протагор брал за участие в них деньги. Небесплатным было и индивидуальное обучение у него. Это обстоятельство вызывало осуждение у его оппонентов, людей куда более состоятельных, которым не нужно было думать о хлебе насущном.

В числе его критиков был Сократ и — особенно — его ученик Платон, часть своих Диалогов посвятивший «разоблачению» софистов. Протагору Платон посвятил отдельный диалог, в котором весьма карикатурно его описал.

Влияние Платона сказалось в том, что немалая часть ученых впоследствии некритично воспроизводила его оценки софизма. Между тем, Протагор как мыслитель вполне заслуживает самого серьезного отношения к себе. Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек есть мера всем вещам — существованию существующих и несуществованию несуществующих». Столь же «скептично» он относился и к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и людская жизнь коротка». По словам Диогена Лаэртского, «за такое начало афиняне изгнали его из города, а книги его сожгли на площади, через глашатая отобрав их у всех, кто имел».

Продолжая считать этот вопрос — и целый ряд других подобных вопросов! — открытым, Протагор вместе с тем заявлял о необходимости подчиняться традиции и поклоняться божествам. V >

шп