95. Платон, страница 23

95. Платон, страница 23
Платон
ТЕМЫ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Образы Платона

В Диалогах зрелого периода, считающихся вершиной его творчества, Платон излагает ряд теорий, касающихся сути философского знания. Они были призваны объяснить, например, как именно объекты физического мира соотносятся с миром идей, какова истинная природа познания, как должно управляться государство. Платон создавал богатые образы, помогавшие ему донести свое мировосприятие до окружающих, а о его подходах в области метафизики и гносеологии продолжают спорить и поныне.

Метафизика

В метафизических работах Платон пытался создать учение о том, что все сущее приобретает свой истинный облик лишь в мире идей. Эта теория до сих пор вызывает споры о том, существует или нет описанная философом идеальная форма предметов. Очень интересна идея андрогина — будто бы некогда существовавшего вида двуполых людей. Другой проблемой, занимавшей мыслителей после Платона, в том числе Аристотеля, был вопрос о том, каким образом идеальная форма может порождать огромное разнообразие отдельных вещей. Например, форма яблока представлена в миллионах различных очертаний яблок: каждое из них уникально, даже если его отличия от других яблок минимальны.

к выводу, что знание есть не только то, чему нас учат, но и то, что человек способен извлечь из своей памяти.

Платон создавал образы, облегчавшие понимание его теорий для обычного читателя. Один из них называют «метафорой Солнца». С ее помощью философ объяснял, что из всех наших органов чувств зрение единственное требует для нормальной работы посредника: такую роль играет солнечный свет. Платон, развивая свою мысль, сравнивает существующее в идеальном мире добро с солнечным светом, помогающим нам понять реальный мир, а без понимания добра мы жили бы в потемках.

Метафору теней Платон использует и в своем «Символе пещеры», чтобы показать, что невежественные люди воспринимают мир так же, как узники пещеры: они видят лишь тени от предметов на стене, смотреть на которую они обречены в течение всей своей жизни. Только после того как эти люди откроют для себя мир философии, они смогут увидеть мир идей, содержащий реальные формы, создающие предметы в физическом мире.

Одна из самых ярких метафор Платона известна как «Лестница любви». В ней он описывает различные стадии любви от самой поверхностной до

самой глубокой. Эти стадии представлены ступенями лестницы и выражают уровень любви, который может быть доступен человеку. Самая низшая ступень лестницы это любовь к красоте тела, далее любовь ко всем красивым телам, третья ступень любовь к красоте души, четвертая любовь к красоте законов, пятая — к красоте знания и, наконец, сама красота как таковая форма Красоты.

Государство

Платон установил, что душа человека состоит из трех частей разума, воли и чувства. Он перенес эти категории на сословную структуру общества. Разум представлен правителями, или царями-философами; волевое начало присуще защищающим государство воинам, а третью чувственную — часть человеческой натуры выражают ремесленники, крестьяне, купцы, то есть люди, поставляющие городу-государству товары и услуги. Платон уподобил также каждому сословию части тела: например, голова разум, царь; спина — воля, воин; желудок чувства, народ. Он часто использовал идею души как аналог модели идеального города-государства. Для Платона эти понятия были неразрывно связаны друг с другом.

▼ Согласно Платону, заимствовавшему эту идею у пифагорейцев, каждый предмет, существующий в материальном мире, имеет совершенную форму в идеальном мире. Фигуры на рисунке демонстрируют идею, заключенную в совершенной форме конуса, куба и сферы.

Платоновская теория познания

Платон был одним из первых философов, глубоко разработавших оригинальную гносеологию (теорию познания). Мыслитель пытался понять, как мы узнаем то, что знаем, и пришел

Е1