95. Платон, страница 21Платонi Пифагор, по мнению которого в основе мироустройства лежат числа. «Человек — существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» Афинский оратор Демосфен, в IV веке до н. э. стремившийся отстоять независимость родного города от македонян. ниям его недругов, списал оттуда свои знаменитый диалог «Тимей». Как бы то ни было, наставник Платона Сократ своим поведением и своей философией нарушал сложившуюся к тому времени традицию: созданное им сообщество, нарушая общепринятые нормы морали, вместе с тем разрушало наработанные прежней философией прежде всего, софистами правила формального умствования. Сократ стремился доискиваться до истоков, находящихся вне пределов непосредственно видимого и умопостигаемого. Не случайно, что исходной посылкой всех своих рассуждений он принимал знаменитую формулу «я знаю лишь то, что ничего не знаю». Это означало, что человек должен постоянно побуждать себя к поискам истины, а не довольствоваться тем, что кажется очевидным. Устное становится письменным Во времена Сократа сам термин «философия» понимался не так, как ныне: это было именно любомудрие. Поэтому созданные ранними философами учения ни когда не существовали в письменном виде. До Сократа и в его время все философские дискуссии велись устно и до нас не дошли. Высказывания тех или иных мудрецов фиксировали в основном задним числом их ученики, а потому пересказы ранних философских учений сохранились в работах философов и историков, живших в лучшем слу-' чае десятилетия спустя после смерти авторов «цитат». Это полностью применимо и к Сократу, и к тем философам, которые были его предшественниками. Платон оказался чуть ли не первым философом, начавшим записывать свои философские дискуссии в форме диалогов. Эту форму Платон избрал потому, что она абсолютно точно отражает стилистику философских исследований той эпохи. Система философии Следующий и решающий шаг в превращении философии в форму научного знания сделал ученик Платона Аристотель. Во-первых, он разработал свою метафизическую теорию, согласно которой для того, чтобы установить истину, необходимо выявить соотношение между идеальным общим и материальным частным, имеющим сложную структуру. Не довольствуясь статичным платоновским миром идей, |