95. Платон, страница 9

95. Платон, страница 9
Платон

пользуется автором для выражения собственных идей.

В первых Диалогах Платона персонаж по имени «Сократ» обсуждает этические проблемы с человеком, который считает себя знатоком в этой сфере. Сократ задает ему ряд вопросов, построенных так, чтобы доказать, что его собеседник на самом деле ничего не знает об этике. К концу споров стороны так и не приходят к четкому решению, так что читатель должен делать выводы самостоятельно. Такая «незавершенность» характерна для всех ранних Диалогов Платона.

Они охватывают различные этические проблемы. В диалоге «Евтифрон» Сократ предлагает некому Евтифрону дать определение благочестия. Тот, намереваясь подать в суд на своего отца за убийство, объясняет свое на

▼ Платон размышляет о бессмертии перед бюстом Сократа.

▼ «Смерть Сократа», картина Шарля Альфонса Дюфренуа, французского художника XVII века.

мерение благочестием, но Сократ отвергает это объяснение, поскольку это действие лишь пример благочестия, но не определение его. Второе объяснение Евтифрона благочестие есть поклонение богам — вновь подвергается сомнению, поскольку, как замечает Сократ, разным богам нравятся различные способы поклонения. Тогда Евтифрон меняет свое второе определение: «То, что нравится всем богам, это благочестие, а то, что они ненавидят, нечестивость». Сократ отвечает вопросом: «Любят ли боги благочестие потому, что это благочестие? Или благочестие считается таковым, поскольку оно угодно богам?» Этот вопрос демонстрирует суть сократовского метода: следующий вопрос задается для того, чтобы выявить содержащуюся в предшествовавшем ему ответе ошибку.

^ Древняя агора в Афинах. Сократ часто завязывал на этой торговой площади споры на самые разные

Частная жизнь

ВНЕ ПОЛИТИКИ

Платон известен как человек, посвятивший себя развитию философии. Однако из того, что мы знаем о его ранних годах, следует, что он на самом деле мечтал стать государственным деятелем. Среди приписываемых Платону тринадцати писем есть одно — седьмое, в котором описываются события, имевшие место, когда он достиг совершеннолетия. Аутентичность письма оспаривается: исследователи не пришли к однозначному мнению, то ли это письмо написано самим Платоном, то ли одним из его учеников, хорошо знавших жизнь своего наставника. Как бы то ни было, в письме обсуждается намерение Платона стать афинским государственным деятелем. Его приглашали в войти в число Тридцати тиранов — аристократи

ческой группировки, правившей Афинами после поражения от Спарты в 404 году до н. э. Членами группы были два дяди Платона Кри-тий и Хармид. Платон не одобрял их политические планы, а потому решил не примыкать к ним. Уже через год тридцать олигархов были свергнуты, после чего интерес Платона к политической деятельности возродился. Однако в 399 году до н. э. Сократа приговорили к смерти, а Платон был вынужден бежать из Афин: будучи убежденным его приверженцем, наш герой опасался за свою жизнь. Платон бежал в соседние Мегары, где остановился у Евклида, еще одного последователя Сократа. Это положило конец его политическим амбициям.