95. Платон, страница 11Платоних вторжении в Аттику это место оставили нетронутым. Отсюда пошло название основанной Платоном школы. Философ построил дом и начал проводить занятия на гимнастической площадке возле него. Своим философским принципам Платон обучал избранных афинских юношей, одним из которых был его племянник Спевсипп. Позднее среди его учеников оказался Аристотель. Академия была закрытым заведением, в нее допускались только те, кого Платон считал способными воспринять его учение. Над ее воротами красовалась надпись: «Негеометр да не войдет». Посещение лекций было бесплатным, но существовало четкое разграничение между младшими и старшими учениками. Как и о многих других подробностях жизни Платона, мы мало что знаем о программе и структуре обучения в Академии, но его диалог «Государство» позволяет предположить, что занятия в основном состояли из «лекций» по математике и философии. Слово «лекция» условно: Платон в вольной форме беседовал с учениками о том, что в данный момент было наиболее близко ему самому. Этапы истории Академии Руководители Академии, которые приходили на смену Платону, объясняли ученикам главным образом учение Платона. Около 266 года до н. э. стали преподаваться и основы скептицизма учения, доказывающего непознаваемость мира. Этот этап в истории Академии принято называть «Средней Академией». Он резко отличался от платонов ского периода, поскольку Платон пытался постичь и описать суть вещей, а скептицизм, при его внешней схожести с платонизмом, утверждал непознаваемость мира и отрицал абсолютную истину. Примерно через 110 лет, около 155 года до н. э., платоновская школа вступила в этап «Новой, или Третьей Академии», хотя в основе преподавания оставался скептицизм. Через некоторое время там появилась группа учителей, развивавших идеи египетского философа-неоплатоника Плотина. Неоплатоники объявили свое учение неискаженной версией идей Платона. В 529 году римский император Юстиниан I навсегда закрыл Академию, поскольку государственной религией в Римской империи к тому времени стало христианство. Христиане не желали мириться с инакомыслием и существование философов-язычников воспринимали как угрозу своей вере. Закрытие Академии подвело черту под историей просуществовавшего более 900 лет уникального учебного заведения. Частная жизнь ФИЛОСОФИЯ И БОГИ Современная философия представляет собой попытку нынешнего человека понять себя самого и разобраться в идеях, существующих в окружающем его мире. Религия ныне четко отделяется от философии. Совсем иначе обстояло дело в античной Греции. Учения Сократа и Платона включают в себя элементы политеистической древнегреческой религии, что особенно заметно при обсуждении вопросов морали, этики и логики. Например, в диалоге «Кратил» Сократ в разговоре с Кратилом и Гермогеном исследует этимо логические истоки имен двенадцати олимпийских богов. В «Федоне» Сократ обсуждает вопрос о жизни и смерти после принятия чаши с ядом. Платон также включает в свою философскую систему понятие о душе, которую он рассматривает как квинтэссенцию личности, определяющую его поведение. Он выделяет три основных аспекта души — логос, или разум; тимос, или эмоции, и эрос, или желание. Цель человека состоит в том, чтобы достичь гармонии между его сложной душой и его отношениями с богами. ЕЛ
|