95. Платон, страница 13

95. Платон, страница 13
Платон

Библиотека мемуаров

СОКРАТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ ПЛАТОНА

Несомненно, Диалоги Платона относятся к числу наиболее знаменитых сочинений эпохи античности. Особенно интересными эти творения делает образ Сократа, который предстает перед читателем идеальным философом, неустанно стремящимся добраться до истины, скрытой под многочисленными слоями нелогичных посылок. При этом Диалоги писали и многие другие философы той эпохи — например, Ксе-нофонт и Симон, и в их работах тоже рассказывается о Сократе.

Иными словами, диалог был ведущей литературной формой в философии того времени. Однако современники Платона изображали Сократа не так, каким его рисует Платон. В комедии древнегреческого драматурга Аристофана «Облака» Сократ выведен софистом, который, как все софисты, берет с учеников

4 Аристофан, крупнейший античный комедиограф.

деньги за обучение. Подобные заявления заставляют историков задаваться вопросами: кем же был Сократ на самом деле? И насколько реален Сократ, описанный Платоном?

Как мы знаем, Платон глубоко преклонялся перед своим наставником и, как мог, прославлял его в своих работах. Большинство исследователей сомневаются в том, что Сократ был именно таким, каким его описал Платон. Однако Аристотель в своих сочинениях утверждает, что образ Сократа в ранних Диалогах Платона максимально приближен к действительности. С этим нельзя не считаться, поскольку у Аристотеля не было оснований лгать, но надо иметь в виду, что этот знаменитый философ родился через 15 лет после смерти Сократа и никогда не видел его воочию.

Так или иначе, но Сократ, появляющийся в Диалогах зрелого и позднего периодов, говорит уже не «от себя», но озвучивает мысли самого Платона.

уникально. Так что же такое «дерево» на самом деле? Платоновская теория идей утверждает, что все деревья в в материальном мире копии «дерева», существующего в идеальном состоянии. Подходя к этому философскому учению, важно помнить, что сегодня мы знаем намного больше о природе деревьев о том, как они растут, сколько существует пород деревьев, о том, что они, как и все прочее в мире, состоят из молекул, но в древние времена люди не знали о том, как различные вещи становятся тем, чем они есть.

Например, существует огромное количество разнообразных видов столов, но что такое «стол»? Бывают большие и маленькие, красивые и уродливые вазы, но что такое «ваза»? Платон сформулировал подкатегории для различных видов одного и того же предмета

▼ Карта Древней Греции. Красным цветом обозначены центры формирования греческой цивилизации, желтым — области греческой колонизации на побережье Средиземного и Черного морей.

FTrAi

по формам большой предмет или маленький, красивый или нет, высокий или низкий. Философские размышления Платона о предмете создали новый подход к определению того, каким образом проявляют себя предметы материального мира. Таким образом, философия Платона пыталась по-новому объяснить происхождение вещей.

Платоновские Диалоги зрелого периода ставили также вопросы о бессмертии, о морали, об искусстве, о любви. Говоря о бессмертии, Платон утверждал, что души людей существовали задолго до их появления на свет и хранят в себе весь опыт, накопленный в предыдущих жизнях. Таким образом, философ был сторонником пифагорейского учения о перевоплощении душ. В вопросе о морали Платон исходил из того, что душа человека состоит из трех частей разумной, волевой и чувственной, и создавал в своих Диалогах ситуации, при которых они приходили в конфликт друг с другом. Это особенно ярко заметно в диалоге «Государство», где он подробно описывает то, что пагубно для души: несправедливость, бесчестие, алчность и тому подобное. Критикуя современное ему искусство, Платон заключает, что поэзия и изобразительное искусство лишены того, что можно назвать «высоким»: они пробуждают лишь низменные чувства и создают вымышленные, далекие от реальности, образы.

▼ Торс древнегреческой статуи, найденный на территории современной Турции. Платон критиковал древнегреческое искусство, обращенное к красоте форм человеческого тела, но ничего не дающее уму.

J

Ы'