95. Платон, страница 16Жизнь и эпохаНеудачливый политик Философ на престоле? В пятой и шестой книгах «Государства» Платон устами Сократа подробно описывает идеальное государство. В нем царит справедливость: там нет частной собственности, а воины, крестьяне, ремесленники и прочие сословия, занимая свое, только им присущее, место в обществе, должны уступить место правителей философам. По его словам, «пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди а их много, которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор... государствам не избавиться от зол...» По мнению Платона, только философы способны понять, в чем заключается истинное благо государства, а потому могут найти путь, способный привести его к идеалу. Для этого не надо стараться сделать счастливыми всех граждан: их личное счастье должно быть неразрывно связано с преуспеянием государства. Диалог с тираном У великого афинского философа вскоре появилась практическая возможность воплотить свои замыслы в реальность. Дион, советник сиракузско-го тирана Дионисия I, в бытность Платона в Сиракузах, наверняка обсуждал с ним эту тему. Попытка познакомить тирана с политическими ж Платон с ГРУПП0Й своих учеников. Мозаика из древнеримского города Помпеи. воззрениями афинского мудреца, судя по всему, стала причиной гнева Дионисия I на Платона. Когда тиран в 367 году до н. э. умер, правителем Сиракуз стал его сын Дионисий II. Дион понадеялся, что молодой человек окажется более восприимчивым к философии Платона. По его просьбе Платон во второй раз отправился в Сиракузы с надеждой воплотить свой политический идеал в жизнь. В сопровождении философа Ксенокра-та, впоследствии ставшего третьим главой Академии, Платон прибыл в Сиракузы че- |