95. Платон, страница 15

95. Платон, страница 15
Платон

Закон как порождение страха

Во второй книге представлены аргументы братьев Платона Главкона и Адиманта. В частности, Главкон делает предположение, что ни один человек не станет вести жизнь по справедливости, если он уже творил несправедливость. В подтверждение своих слов он приводит легенду о герое Гиге, сыне Лида. Тот однажды завладел кольцом, делавшим его невидимым, что позволяло ему карать несправедливых. Но однажды Гиг невидимым пробрался во дворец, соблазнил царицу и убил царя, после чего сам сел на престол, хотя никто не понимал, как ему это удалось. Беззаконие Гига осталось безнаказанным, и Главкон замечает, что любой человек поступил бы так же, представься ему такая возможность. Вот почему закон должен стоять на первом месте, чтобы наказывать тех, кто поступает неправильно. Людьми движет не страх перед поступком, но страх перед наказанием. Законность, таким образом, есть порождение этого страха.

Законность как результат порядка

В книгах со второй по четвертую Сократ ищет определение законности, но так и не приходит к конкретному выводу. Вместо этого он широкими мазками рисует картину правосудия. Он утверждает, что закон не является природным продуктом человеческой души, что законность опирается на мудрость, уме-

▼ Философ обучает царя игре в шахматы. Средневековая иллюстрация. Вопреки надеждам Платона, философы редко становились правителями. В лучшем случае последние иногда советовались с философами по вопросам государственной важности.

ренность и храбрость. Когда этими качествами обладают все граждане города, для управления им нет необходимости в законах, поскольку и без этого каждый его житель наилучшим образом исполняет свои обязанности, будь он солдат, ремесленник или правитель. Если человек от рождения привержен к добру, он будет прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать порядок в своей душе, без чего нельзя проявить свои хорошие качества.

Символ пещеры

В седьмой книге появляется знаменитый «символ пещеры», с помощью которого Платон пытается определить истинную природу знания. Философ сравнивает обычных людей с пленниками, томящимися в оковах в длинной пещере, в которую издалека доходит слабый свет. Они получают информацию о происходящем во внешнем мире только по отражающимся на стене теням проходящих мимо людей и проносимых ими предметов. Философ, на взгляд Платона, — это человек, чивший возможность увидеть, что в тельности представляют собой ни которых он прежде пещеры. Этот образ тоновское учение об идеях: меняются, но неизменяемыми, ными и совершенными остаются лишь предметов.

▼ Встреча философа Диогена с Александром Македонским. Философ демонстрирует царю-покорителю мира, что счастливым может быть только неимущий.