Юный техник - для умелых рук 1976-04, страница 15

Юный техник - для умелых рук 1976-04, страница 15

мя деревья засуха. Листья на кустарниках шуршали, как бумага, а хвоинки на сосне закрутились в спирали. Как говорят, беда одна не ходит.

После засухи напали на некоторые ослабленные сосны короеды. У короедов хорошо развито обоняние. Умирающее дерево они по запаху опреде,-ляют на расстоянии около километра. На сосну нападают короеды всех мастей. Тут и вершинный короед, и ва-лежниковый, и шестизубчатый. Вкусы у всех короедов разные. Одни любители веток, другие прикорневых участков, третьи предпочитают ствол. И вот из всей этой братии на здешние сосны напал вершинник, любитель устраиваться под молодой корой.

Засохшие сосны спилили, древесину пустили в дело, а сучья, заселенные вредителями, решили сжечь. Тут-то и бросился мне в глаза окорнен-ный сук с сизо-зеленой древесиной. Взял я его в руки, присмотрелся. И тут на меня нашло прозрение: а ведь сук-то покрыт своеобразной резьбой. И захотелось мне как-нибудь использовать эти короедовы «узоры». Природа не наградила меня художественными способностями, а вот с помощью лесного резчика я вдруг взял и кое-что смастерил. Сначала вазу для сухих растений, потом различные вещи, чаши, кружки, коробочки. Если хотите, то зайдем посмотрим мои работы.

В доме лесничего одна из полок книжного шкафа была заставлена причудливой деревянной посудой. Хотя и подготовленный заранее, я не сразу в орнаментах деревянной посуды угадал «ху/ ожества» короедов. Орнаменты, как мне показалось на первый взгляд, были чем-то похожи на тончайшие восточные арабески. Разве с той лишь разницей, что в арабесках почти математически точно построена композиция и четко организован ритм. Только приглядевшись, я узнал замыс-лозагые петли короедов.

Дня через два после встречи с тем сизо-зеленым сучком сунул я в рюкзак ножовку и пошел на вырубки. На вырубках напилил из толстых сучьев, поврежденных короедом, кругляшей разного фасона. Вернулся домой и стал фантазировать.

Из одного кругляша решил сделать шкатулку, из другого вазу.. Распределил таким образом все, что принес. Потом топором каждый кругляш расколол пополам и полукруглым резцом выбрал в них полости. Столярным клеем смазал места раскола и соединил ка ;дые две половинки, а чтобы они прилегали друг к другу плотнее, обмотал их покрепче бечевкой. Когда клей высох, я зачистил поверхность древе

что у подножий великанов-сосен любят селиться темно-коричневые крепыши сморчки. С дотошностью завзятых грибников мы обшарили все кусты и канавки, но грибы словно метлой вымело.

— Ну что ж, — спокойно заключил лесничий, — весна нынче холодноватая была, а здешний сморчок тепло любит. По приметам вроде бы все сходится. И хохлатка с купавкой зацвели, и пыльца с берез полетела...

Потом он заговорил о соснах.

— А сосны здесь какие! Настоящие кондовые сосны. Древесина у них мел-кослойная и плотная. Дом из таких сосен сотни лет стоит. Почва здесь песчаная, сухая, но для ко'ндовой сосны самая подходящая — зрт не ба-

сины шкуркой и протравил марганцовкой до густо-коричневого цвета. Чувствую, что перестарался — темный цвет совсем заглушил узоры. Тут и пришло в голову использовать масляную краску.

Взял я охру светлую, нанес ее тонким слоем на поверхность древесины и натер до блеска суконкой. Охра забилась в углубления, а вся поверхность стала вновь темно-коричневой с легким матовым блеском. Получился светлый узор на темном фоне Можно сделать наоборот — темный узор на светлом фоне. Чтобы получить такой

узор, дерево травят марганцовкой. Когда протрава высохнет, обрабатывают поверхность древесины наждачной бумагой. Здесь контраст достигается высветлением выступающих частей. Вот и вся технология — ничего мудреного. Пустячное вроде бы дело, а интересные вещи выходят. Знакомые ребята увидят — удивляются.

И в самом деле, казалось бы, чего тут особенного. Подобрал человек на земле поврежденный жучком сук, немного обработал, и получилась оригинальная вещица. Но просто это только на первый взгляд. Нужно быть пытливым и искренне любить природу, чтобы в примелькавшемся увидеть что-то новое и необычное. Всего этого не отнять у моего знакомого лесничего Егора Семеновича, или просто Егора. Если уж говорить откровенно, Егору всего семнадцать лет. Несмотря на это, он уже не первый год занимает должность лесничего, только не во взрослом, а в школьном лесничестве.

Г. ФЕДОТОВ Рис. автора

15