Юный Натуралист 1973-04, страница 32

Юный Натуралист 1973-04, страница 32

33

очти триста лет на юго-западе Японии из обычных домашних кур выводят красивейших птиц с длинными хвостами, чаще всего черно-белыми, иногда черно-красны-ми или совсем белыми. Японцы называют эту породу «онагадори», «о» — означает «хвост», «нага» — «длинный», «дори» — «домашняя птица». Понятно, длинный хвост бывает только у петуха.

Большинство японских онагадори ведут свое происхождение от птиц Куботы.

— Вообще-то тут никаких секретов и нет, — сказал Кубота. — Подберите чистопородных племенных птиц, тех, у кого нрав поспокойнее, следите, чтобы они были здоровыми, и приучайте их к заточению.

Из высоких клеток-насестов на нас смотрели онагадори. У одного обитателя хвост был свернут петлями и подвешен за веревочку на крючок на стенке. Оберегая длинные хвосты, птиц всегда держат в клетках, выпускают только на прогулку или для демонстрации. Если петух заболеет или упадет с насеста, перья могут сломаться.

В вольерах по соседству ходили довольно свободно птицы с подстриженными хвостами. Для размножения обычно отбирают тех петухов, которые не могут привыкнуть к заточению в узких клетках-насестах.

Мистер Кубота вынес белого ши-ро-онага на полянку за домом. Хозяин поддерживал восьмиметровый хвост птицы, словно придворный, сопровождающий короля. Перед этим он показал нам яйца онагадори. Они меньше, чем у домашних кур, и вывести из них цыплят нелегко.

История онагадори в Японии начинается примерно триста лет назад. В то время там господствовали феодальные порядки. Раз в два года представители знати должны были жить при дворе сегуна. В Эдо (нынешний Токио) направлялись

торжественные процессии с разукрашенными копьями.

Один из главных вельмож округа, Коти Яманути, захотел выделиться среди других и сделать штандарт из перьев. Он повелел платить ему дань длинными перьями, из которых его люди делали украшения для церемониальных копий.

В XVII веке перья длиннохвостых петухов достигали всего одного метра. До наших дней сохранилась одна такая порода — шококу. Птицы этой породы линяют каждый год, поэтому у них не могут вырасти такие длинные перья, как у настоящих онагадори, способных сохранять хвосты всю жизнь.

В XIX веке забыли о феодальных порядках. Отпала надобность и в перьях онагадори. Однако традиция сохранилась, и постепенно любителям удалось вывести птиц с особенно длинными хвостами. Было создано даже общество птицеводов, заботящихся об этих петухах.

В 1923 году японцы взяли эту птицу под охрану. Правда, в годы второй мировой войны длиннохвостых петушков чуть было не истребили, но правительственным указом 1952 года онагадори снова стали охранять. Теперь в Японии довольно много длиннохвостой птицы. Но исследователям предстоит потрудиться над многими нерешенными вопросами. Что будет, например, •secAH клетки перьевых мешочков в зародышевом состоянии пересадить в хвостовые ткани зародыша обычной курицы или петуха? Немало физиологических загадок связано и с их линькой.

Мне кажется, стоит сохранить все разновидности длиннохвостых птиц, чтобы сберечь на будущее их гены.

А пока поблагодарим любителей-птицеводов Японии, которые сохраняют и развивают эту удивительную породу.

Ф. ОГАСАВАРА

Перевод с английского