Юный Натуралист 1973-10, страница 22

Юный Натуралист 1973-10, страница 22

28

иной основной элемент ^укета. И если син, соэ и хикаэ составляют его скелет, то дзю-си — мясо, как говорят японцы.

От чего же зависит длина скелетных веток?

Величина первой всегда связана с размером сосуда, длина других находится в строгой пропорциональной зависимости по отношению друг к другу.

Размер же любого сосуда, в который необходимо поставить икэбану, определяется сложением его высоты и наибольшего диаметра.

В вазу можно поставить большую, сред-

29

to'-if- ,0е.

№80*

нюю (стандартную) и маленькую композиции.

В большой первая ветка равняется двойной величине вазы, в средней — полуторной, а в маленькой тождественна ей.

После того как определили величину первой ветки, устанавливается длина других веток, которые строго зависят от первой.

Вторая ветка (соэ) во всех случаях должна быть на четверть короче первой, а третья (хикаэ) — на четверть короче второй. Длина второстепенных веток (дзюси) всегда короче основных веток, к которым они ставятся.

Главное назначение дзюси — зрительно усилить основные элементы композиции, поэтому они ставятся из того же материала, что и скелетная ветка. Правда, из этого правила часто делаются исключения. Дзюси могут ставиться к любой скелетной ветке, к одной из них, к двум либо ко всем трем. Причем к каждой скелетной ветке можно поставить любое количество помощников, лишь бы было красиво. Только следует помнить, что по месту расположения они всегда тяготеют к своему хозяину, а по длине ниже его ровно на четверть. Кроме того, каждый последующий помощник также на четверть ниже предыдущего.

В японской оранжировке огромное значение придается углу наклона составляющих его элементов. В школе согэцу есть вертикальная и наклонная расстановки. Они основные.

Конечно же, существует еще восемь различных вариантов к каждой из этих основных расстановок и, наконец, неисчислимое количество свободных форм.

Угол наклона основных элементов композиции считается самым трудным для начинающих. Посмотрите, как должны быть расставлены скелетные ветки.

Вертикальная линия всей композиции принимается за 0 градусов, а горизонтальная линия букета — 90 градусов.

Отсчет угла наклона веток проводят от основной вертикальной линии в ту или другую сторону.

Прежде чем ставить элементы композиции, надо в вазе или тарелке выбрать место для своеобразного держателя — кензана.

Обычно его располагают в одном из четырех углов.

Разберем для примера основную вертикальную расстановку.

Верхний рисунок изображает композицию в фас, а нижний — ее план.

Первая ветка идет налево и вперед под углом 10—15 градусов.

Вторая ветка — налево и вперед под углом 45 градусов впереди первой ветки.

Третья ветка — направо и вперед под углом 75—80 градусов.

После того как поставлены основные элементы композиции, приступают к установке помощников.

Один помощник к первой ветке ставим перед ней, другой между первой и второй ветками. Третья скелетная ветка, символизирующая Землю, как правило, цветок, и в качестве помощника к ней также ставятся цветы. Причем один сильно наклоняют вперед, чтобы закрыть кензан, а второй ставят позади хозяина.

Некоторым кажется, что искусство икэ-

баны можно освоить за один день, но это, конечно, не так.

Не следует огорчаться, если первые шаги в оранжировке будут неуверенными, часы занятий этим великолепным искусством доставят каждому истинную радость.

Н. Наумова