Юный Натуралист 1985-08, страница 14

Юный Натуралист 1985-08, страница 14

На берегу реки на влажной земле среди знакомых и привычных следов прибрежных птиц начинают попадаться очень мелкие отпечатки лапок куликов. Это начали послегнездо-вые кочевки и постепенное продвижение к югу кулики-песочники: чернозобики, краснозобики и самые мелкие из всего длинноносого племени — белохвостые песочники и кулички-воробьи.

А лес пока продолжает жить по летнему расписанию. Листва еще только начинает приобретать едва заметный желтый оттенок. На дорогах следы все тех же зверей и птиц. И, только приглядевшись к тропам дружной кабаньей семьи, отметишь, что кабанята успели подрасти.

Юные натуралисты, начиная знакомиться со следами местных зверей и птиц, осваивают это дело постепенно. На первых порах они стремятся узнать и запомнить, как выглядят отпечатки лап различных животных. Для большин

ства ребят знакомство начинается с заячьих следов.

Научатся они разбираться и в «автографах» белок, лосей, лисиц, кабанов и других животных. Любознательный натуралист может выяснить не только какие звери и птицы водятся здесь, но и чем они питаются, где живут, куда прячутся на дневку.

Зимой ответить на эти вопросы легче, протропив зверя по свежей пороше. А вот летом, когда следы видны только на отдельных участках обнажившейся почвы да на дорожной пыли, тропление становится трудным. Разыскивая направление хода зверя, приходится обращать внимание то на примятую траву, то на сбитую росу, то на случайно сломанную или испачканную ветку.

Умение тропить и расшифровывать по следам поведение зверя — это следующий этап следопыт-ского мастерства.

Опытный охотник без особого труда отличит след волчицы от следа волка-самца. Узнает по величине отпечатка, крупный ли зверь прошел или моло

дой, прошлогодний. А юному следопыту-иссле-дователю надо натренировать свой глаз так, чтобы по следам, как по почерку, научиться отличать одного лося или волка от другого.

Взгляните на свои ладони и сравните с ладонями своих друзей, сразу заметите разницу и в ширине ладони, и в длине и толщине пальцев. У животных лапы тоже настолько отличные друг от друга, что опытный глаз сразу подметит эту разницу в отпечатках следов.

В одном из заповедников Армении, поблизости от кордона, мне удалось наблюдать следы медведей, постоянно встречавшиеся в разных местах. Они заметно отличались своими размерами. Самый удобный путь в лесистых горах — это дороги. Звери пользовались ими постоянно и обязательно оставляли свои следы на дорожной пыли. Медведи избегали меня, и увидеть их не удавалось в течение двух недель. Я знакомился с ними заочно, по следам.

Почти каждую ночь мимо кордона проходил крупный самец с широкими мягкими подошвами и короткими крепкими когтями. Он шел всегда в одном направлении, а возвращался каким-то другим путем. Протропив зверя, я выяснил, что медведь повадился ходить в сад, расположенный в горах. Его разбойные действия сразу бросались в глаза. Яблони здесь были поздних сортов, и, пока они не поспели, косолапый их'tie трогал. А вот грушевым деревьям досталось. Мно-

Медведь во фруктовом

саду.