Юный Натуралист 1985-10, страница 43

Юный Натуралист 1985-10, страница 43

41

Маркович написал сценарий для художественного фильма «Бэмби», первая серия которого уже вышла в прокат. Фильм рассказывает о судьбе маленького олененка — это романтическая взволнованная история, призывающая всех нас — взрослых и маленьких — беречь неповторимую красоту природы. Всего по сценариям Ю. Нагибина создано около сорока фильмов.

«Писатели по-разному входят в жизнь людей своего поколения,— отмечает Юрий Маркович в одном из своих очерков,— и читатели сами не знают порой, когда и как данный автор стал им необходим...» Все творчество Юрия Нагибина давно стало необходимо всем нам. Откройте собрание его сочинений, которое вышло в четырех томах в 1980 году, и вы убедитесь, как широк диапазон тем писателя, как значимо все то, о чем он пишет, как образна и красочна его речь.

Он написал большой цикл охотничьих рассказов, действие которых разворачивается в Мещере. После их публикации наша и зарубежная критика назвали этот цикл «Записками охотника» двадцатого века». В них писатель сосредоточил свое внимание на проблеме экологии, которая стала одной из важнейших в нашей повседневной деятельности и будущей жизни людей на всей нашей планете.

Персонажи Нагибина, чем бы они ни занимались на природе — охотились, собирали грибы, рыбачили,— они всегда на ней «по делу», сопрягают ее со своим трудом, со своими заботами. В рассказах о мещерском крае живет излюбленный писателем тип человека — образ егеря Анатолия Ивановича, написанный.с натуры: «серьезный прохладноватый, никогда не теряющий чувства собственного достоинства». Такой человек не только рачительный хозяин, но он еще и чуткий и бережливый страж природы.

Помню, много лет назад я прочитал небольшой рассказ Нагибина «Зимний дуб» про пятиклассника Савушкина, но и сейчас могу пересказать его чуть ли не наизусть. В нем говорится о том, как молодая учительница на уроке русского языка объясняла ребятам, что такое имя существительное. В классе с{эазу же усвоили все, что это за часть речи, наперебой стали приводить свои примеры. И только опоздавший на урок Савушкин настойчиво, как-то не к месту стал пов

торять одно и то же: «Зимний дуб»... «Зимний дуб»...

«Почему зимний? — сначала удивилась, а потом и недоумевала учительница.— Просто дуб. «Дуб» — имя существительное, а что такое «зимний», мы еще пока не проходили». Но Савушкин не унимался.

Позже, когда закончились занятия, учительница пошла с Савушкиным дорогой, по которой мальчик ходил в школу, и, когда она увидела величественный дуб в красивом зимнем убранстве, когда Савушкин показал ей, какие тайны хранятся под этим могучим деревом, учительница поняла, почему мальчик опаздывает на уроки.

Уверен, например, что стоит прочитать рассказ Юрия Нагибина «Эхо», как каждому захочется поехать в Синегорию, где писатель встретился и подружился со смелой и своенравной девочкой по имени Витька. Она очень любила природу и собирала эхо. Нет, я не оговорился: именно «собирала» эхо, как коллекционер собирает марки или наклейки от спичечных коробков.

Признаюсь, поддавшись обаянию, с которым Юрий Маркович передает в своих книгах природу, как вслушивается он в различные звуки, голоса, как он присматривается к каждой травинке, знает ее название, как он передает цвета и запахи тех мест, о которых рассказывает, мне самому невольно захотелось убедиться: действительно ли все это так? И однажды, прочитав рассказ «Неринга», я не вытерпел, отправился тем же путем, каким автор рассказа ехал из Клайпеды на Куршскую косу — уникальный уголок природы. Поехал и не пожалел. Писатель не обманул меня. Все точно! «Все точно!» — с благоговейной радостью повторял я, прогуливаясь по Ниде, по ее живописным окрестностям, вспоминая детали рассказа и поражаясь тем, как верно писатель сумел передать не только всю прелесть этого места, но и душевное состояние, то настроение и чувства, овладевающие тобой, когда попадаешь сюда...

Впрочем, я не сомневаюсь, что многие читатели «Юного натуралиста» знают и любят творчество Юрия Марковича Нагибина. А потому с интересом прочтут в некотором сокращении два его рассказа, отобранных писателем для нашего журнала.

Виктор КЛЮЕВ