Юный Натуралист 1986-12, страница 2928 ском сочетании. Именно поэтому цветок — образец для художников-при-кладников всех стран и у всех народов. Тонкие и тончайшие взаимоотношения между природными формами и формами искусства хорошо прослеживаются на примере творчества двух ярославских художников Ольги и Николая Ну-жиных. Окончившие недавно известное худо-жественно-прикладное училище в селе Красном на Волге, они лучше многих городских художников чувствуют скромную красоту Центральной России, Верхней Волги, лесов, перелесков и полей, деревенских домов с их незатейливым убранством. Все эти мотивы ненавязчиво возникают то в браслете, то в кулоне, а то и в декоративной вазе. Читатель может судить об этом даже по названиям их произведений: «Край родной», «Зимний день», «Утро», «Первые цветы». Старинный ювелирный центр — село Красное прославилось своей филигранью. Это крученые медные проволочки, спаянные между собою так, что становятся металлическим кружевом. Техника их создания довольно проста, хотя и требует от мастера тщательности и аккуратности. Рисунок, изображающий будущее изделие, выполняют на плотной бумаге. Потом медные проволочки, предварительно скрученные в жгуты, выкладывают и выгибают по форме линий на рисунке. Выгнутые проволочные линии приклеивают к бумаге, а потом посыпают серебряным легкоплавким порошком — припоем. Все это разогревают паяльной лампой, серебро плавится и обволакивает медную основу, одновременно спаивая ее. Бумага выгорает, и на столе остается готовое филигранное, а иначе — сканное кружево. Декоративная тарелка «Дюймовочка», которую вы видите на странице 27, вы полнена в технике горячей эмали. Это расплавленное стекло, содержащее соли разных металлов, которые окрашивают его в яркие, невыцветающие веками цвета. Для эмали сначала готовят основу — форму из серебряной или медной пластинки с углублением, либо вытравленным кислотой, либо образованным напаянными проволочками (перегородчатая эмаль). Эмаль засыпают в углубления в виде толченого стеклянного порошка. Разогретый и расплавленный порошок растекается в углублении образца красочным пятном. Смелое сочетание различных ювелирных техник и приемов — характерная черта художников Нужиных. И действительно, янтарь и металл, соединенные в композиции «Эдельвейсы», дают полное ощущение свежести таинственных горных цветов, ощущение даже странное, потому что предмет, его вызвавший, умещается на ладони. Но мастерство потому так и называется, что творец его — человек-мастер, умеющий не только гнуть, резать и паять металл, но владеющий всем набором приемов и навыков нашего времени. Так, Николай Нужин, до того как стать художником, собирался стать инженером и даже кончил несколько курсов института. В детстве увлекался и авиамоделизмом, и радиотехникой, позже даже конструированием цветомузыкаль-ной аппаратуры. Именно технические навыки и позволили ему овладеть приемами эмальерного дела, освоить пайку филиграни, освоить литье и обработку камня. Именно технические знания позволили освоить не только гальванопластику, не только серебрение, но и творчески применить даже странные неуправляемые процессы осаждения металла в виде наростов и ветвей, так называемые «дендриты». Такими наростами оформлены некоторые из его работ. Содружество молодых художников уже получает признание. Их произведения были представлены на выставках «Художники Нечерноземья», «Земля и люди», «Советская Россия». Оба мастера в начале большого творческого пути, но так успешно начавшегося, что стоит пожелать им такого же успешного продолжения. В. ЕСАУЛОВ Фото Н. Нужина |