Юный Натуралист 1992-01, страница 29

Юный Натуралист 1992-01, страница 29

27

Под снегом тепло в берлоге бурому медведю. И у белого мишки на Севере в снежном логове прекрасно чувствует себя родившийся полярной ночью беленький медвежонок. Он долго не вылезает из снежного домика, спит себе, сосет густое, как сливки, сладкое материнское молоко.

Всю долгую зиму проводит под снегом житель тундры лемминг. Он не сидит без дела, а копает длинными острыми коготками твердый снег, прокладывает во все стороны ходы-туннели. Докопается до кочки, а на ней, как в холодильнике, сохранились сочные стебельки, зеленые листики, почки, семена, ягоды. Вот тебе и обед. Свежий и вкусный. Там же, под снегом, лемминг строит круглое просторное гнездышко и выводит детенышей. Малышам уютно в мягкой постельке, тепло возле маминого живота.

Снегом укрывают на зиму землянику и малину, чтоб не подмерзли цветочные почки; снежный сугробик нагребают на приствольный круг яблони, чтобы теплей было древесным корням. Умный крестьянин давным-давно научился хранить в снежном сугробе свежие капустные кочаны до весны.

А если в январе раскопать снег в лиственном лесу, то среди опавших прошлогодних листьев можно увидеть желтоватые ростки. Это стебельки подснежников, ветреницы, пролески, сон-травы. Они выросли зимою. У медуницы и у звездчатки к марту уже набухают бутончики и соцветия. Все подснежники цветут очень рано, большинство из них — в тот небольшой промежуток времени, когда

уже сошел снег, но еще не распустились листья на деревьях. Они быстро отцветают и все лето копят продовольствие на зиму. У каждого первоцвета есть для этого подземная кладовая: луковичка, или клубенек, или корневище. Например, •круглый клубенек хохлатки — это и есть подземный запас пищи. Он необходим, чтобы хохлатка могла расти зимой под снегом.

А в вечной мерзлоте микроскопические растения не погибают миллионы лет.

Исследователи МГУ, Института почвоведения и фотосинтеза АН СССР изучали мерзлотные почвы разного возраста в Колымской низменности. Во всех 19 пробах из двух скважин оказались сохранившиеся живые клетки. Когда их посеяли, они стали размножаться. Живыми оказались коринеморфные бактерии, неспороносные палочки, кокковидные клетки, актиномицеты... И это — такие же микрорастения, как и те, которые населяют тундровые почвы в наше время. Древние живые клетки лучше всего сохранились в породах с высоким содержанием углерода и низкой льдистостью (когда вода в клетке замерзает, кристаллы льда губят ее). Особенно богатой оказалась жизнь в почве, которая спит вот уже миллион лет.

А вот что пишет ученица 3-го класса Даша Никитина: «Я сижу за одной партой с Петей Курочкиным, и представляете себе, он говорит, что под Москвою встретил живого бобра. Можно ли верить такому?..»

Рассказывает студент Московского лесотехнического института Михаил Хра-повский.

ЧЕРНАЯ ДЫРА

Однажды зимой я шел на лыжах берегом замерзшего ручья и вдруг увидел в снегу черную дыру. Осторожно наклонясь над ней, я лихорадочно соображал, кто мог ее проделать? Дыра была довольно широкая, уходила отвесно вниз. И я услышал, что в глубине как будто плескалась вода.

Вдруг изнутри раздался «взрыв», и мне в лицо полетели брызги. От неожиданности я отшатнулся, а когда снова нагнулся, все было тихо. Я и не знал, что думать.