Костёр 1967-04, страница 4

Костёр 1967-04, страница 4

Товарищ Платтен

Что случилось 14 января 1918 года

В этот день на Петроград опустился туман.

Извозчики проезжали не спеша, наклонившись вперед, стараясь разглядеть, что же там такое впереди лошадиной морды. Шоферы вели свои автомобили очень осторожно.

Вечером в автомобиле со стороны Михайловского манежа к Симеоновскому мосту подъезжал Ленин. Он ехал вместе с Марией Ильиничной. В машине были еще шофер и швейцарский революционер Фриц Платтен.

У Фонтанки шофер совсем притормозил машину. И тут раздались выстрелы.

Фриц Платтен мгновенно пригнул голову Владимира Ильича и заслонил его.

Шофер рванул машину. Проехав несколько кварталов, он завернул за угол, остановился и открыл двери автомобиля. Все вышли.

— Счастливо отделались! — радовался шо-фер.

— Разве в самом деле стреляли? — удивился Владимир Ильич.

И только Фриц Платтен молчал, хотя он-то уж точно знал, что это было. Из той руки, которой он заслонил голову Владимира Ильича, лилась кровь.

Так Фриц Платтен помешал первому покушению врагов революции на Владимира Ильича.

Откуда же он появился в Петрограде, этот швейцарец, коммунист Фриц Платтен? Почему он оказался в одной машине с Лениным в тот день, четырнадцатого января?

Чтобы ответить на это, нужно вернуться назад на один год.

Год назад

В это время Владимир Ильич жил в Швейцарии, в Цюрихе. Вместе с другими товарищами он руководил оттуда революционным движением в России. И конечно, как только эмигранты-большевики узнали, что последний русский царь Николай II лишен власти, они стали пытаться срочно попасть в Россию. Но попасть в Россию было невозможно. Вокруг нейтральной Швейцарии шла мировая война. Франция и Англия сразу бы арестовали русских большевиков на своей территории.

Один за другим придумывались и отбрасывались планы возвращения в Россию.

На аэроплане? Но где взять аэроплан?

— Может быть, притвориться глухонемым шведом? — предлагал Владимир Ильич.

— Во сне подумаешь о меньшевиках и станешь ругать их «сволочи!» — шутила Надежда Константиновна,— а потом, кто будет провожатым, — тоже глухонемые шведы?

И тогда родился план с «запломбированным» вагоном.

Личная просьба Ленина

Надо сказать, что в Швейцарии были свои не большевиков. Во главе швейцарских рево-социалисты. Некоторые из них сочувствовали люционеров, которые стояли за большевиков, меньшевикам и эсерам, другие были на сторо- был Фриц Платтен.