Костёр 1967-11, страница 39

Костёр 1967-11, страница 39

Г€

вновь запылали костры революции

Л. Эфрос

Ноябрьским вечером мы идем по улицам праздничного Ленинграда.

Мы на площади Ленина. Здесь тысячи зрителей не отрывают глаз от огромных щитов, как крылья развернутых за памятником Ильичу. Щиты (их высота двадцать пять метров, ширина — тридцать) заслоняют дома. Тут же два девятиметровых киноэкрана и между ними символический «костер» из четырехсот электроламп.

Бурлит нетерпеливая площадь. И вдруг — тишина. На щитах-крыльях возникают алые, синие, желтые гигантские силуэты. Звучит «Варшавянка», и над притихшей площадью слышится голос Владимира Ильича. Переливаются, вспыхивают и гаснут языки огромного костра, а на экранах один за другим проходят документальные кинокадры.

Теперь наш путь — к университету.

На набережной прямо против Медного всадника высится над Невой сооружение, напоминающее чашу радиотелескопа. Под музыку вращается чаша, на ней перемигиваются цветные лампы, вспыхивает алым светом сигнал, будто призыв к другим звездным мирам. Неожиданно музыка замолкает. Слышатся отрывистые стартовые команды запусков первых советских космических кораблей, на фоне грозовых разрядов и радиопомех звучат доклады наших летчиков-космонавтов...

Слева от «Космоса» «взрывается» резким белым светом гигантская структурная решетка кристалла алмаза. В центре ее медленно накаливается огромная фиолетовая реторта. Это сооружение символизирует Химию. А справа, здесь же, — «Физика». Великанский «атом» пульсирует на семиметровой высоте. Три си-ренево-бело-голубых эллипса — его внешние орбиты. По ним бегут, догоняя друг друга, огоньки-электроны, а в центре перекрещи

ваются в желто-красно-белой пульсации четыре трехметровых эллипса — «ядро». И всей этой цветной музыкальной феерией управляет один невидимый дирижер-оператор. Его пульт установлен в одной из комнат университета.

Гулко отзываются шаги по мосту. Дворцовая площадь в алом убранстве. Над аркой Главного штаба на огромном кумачовом языке пламени — цифра «пятьдесят», а от нее вдоль фасада разбегаются лучи, от оранжево-алого до темно-малинового. Многоцветным ковром из пятнадцати флагов Союзных республик украшен Зимний дворец, и на его фоне сверкает герб Советского Союза.

Сюда, на Дворцовую площадь, темным октябрьским вечером мчались, ощетинясь матросскими штыками, грузовики, шли красногвардейские отряды. Шли от Смольного...

... И вновь запылали костры революции.

Запылали, как и пятьдесят лет назад. Пятьдесят костров — и около них снова, опершись на штыки, рабочие, матросы, солдаты...

Этот очерк был написан тогда, когда над Ленинградом еще не погасли отблески белых ночей. Иначе вы бы не смогли прочесть его в ноябрьском номере. Поэтому, возможно, в каких-то деталях действительные картины праздничного города будут не совсем такими, как в нашем рассказе.

Но именно таким видел и проектировал праздничное убранство Ленинграда отряд архитекторов, художников, инженеров.

Руководил им главный художник города В. А. Петров; его помощники — архитектор А. И. Алымов, молодые художники Вячеслав Бабаев и Александр Григорьев, инженер-электронщик Валерий Даровский, художники и конструкторы из группы Льва Нусберга,

5 «Костер» № 1(