Костёр 1969-03, страница 11нет, конечно, не чувство, а скорее такое свойство человеческого характера, когда... хм... человеку хочется делать другим людям... хм-м... добро, впрочем, посмотрим, что говорит об этом толковый словарь Ушакова, — и папа пошел к стеллажу и достал толстенный том Ушакова. — Доброта — это хорошо, Маша, — сказал полковник уверенно и сразу задумался, — но, понимаешь, не всякая доброта нужна... — А что же все-таки это такое? — спросила я настойчиво. — Ну, как тебе сказать? — пробормотал полковник. — Доброта — это, — он покрутил рукой в воздухе,— ну, словом, когда тебе хочется делать другому человеку только хорошее, помогать ему и так далее... — Любому человеку? — Ну, нет, — сказал полковник решительно,— плохому человеку, пожалуй, не стоит... — А как я узнаю — хороший он или плохой?— спросила я. — И потом, разве плохому человеку не надо помогать, чтобы он стал хорошим? , — Надо, конечно, — сказал полковник быстро,— но ведь есть такие, которым уже и невозможно помочь... — Значит, их надо бить? — Ну, так уж... сразу бить... — Вот, — сказал папа, — бот что говорит Ушаков: «Доброта» — отвлеченное существительное от слова «добрый». Хм-м. Да... В общем, доброта, Маша, — это, конечно, хорошее качество человеческой души, это значит, что тебе нравится, тебе приятно помогать людям, жалеть их... — папа поморщился, — нет, жалеть — это не совсем то. Словом, доброта — это... — Ну, раз это мне нравится или приятно,— сказала я, — значит, это я больше для себя делаю. Ведь мороженое есть и в кино ходить— мне тоже нравится. Папа почему-то крякнул и потер лоб, а полковник засмеялся. — Уела, — сказал он и подмигнул папе. — А скажите, — продолжала я, обращаясь уже к полковнику, — если я буду думать: вот этому человеку стоит делать добро, а этому не стоит, так разве я по-настоящему добрая? Если я с собой торгуюсь? Тут крякнул полковник, а папа засмеялся. И тогда вмешалась бабушка — она, оказывается, давно стояла в дверях и слушала. — Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо,-—сказала она, — говорил, что человек от природы добр. — При чем тут Руссо? — досадливо отмах-; нулся папа.— В вопросах воспитания Руссо вообще был идеалистом... — Руссо, Дидро и Вольтер были энциклопедистами,— гордо сказала бабушка. — Да это я знаю, — рассердился папа,— но, что же вы хотите, чтобы... И тут они все — папа, полковник и бабушка — начали спорить, перебивая друг друга. В воздухе носились всякие непонятные слова: «эмоции», «категории», «импульсы», какой-то «абстрактный гуманизм» и еще много-много других слов. На шум в комнату пришла мама и начала всех успокаивать и мирить, папа ткнул пальцем в мою сторону и сказал сердито: — И вообще, она больше живет эмоциями, а рассудок у нее на втором плане. — Ну, что ж, — сказала бабушка, — мы, женщины, всегда живем больше эмоциями, зато у нас очень насыщенная жизнь. Бабушка вышла вслед за мной и в коридорчике сказала мне как-то очень ласково и задумчиво: — Будь доброй, Машутка, будь доброй —• это очень хорошо. — А разве я злая? — спросила я и уткнулась в бабушкино мягкое и теплое плечо. — Иногда немножко бываешь, — сказала бабушка и погладила меня по голове. Я пошла к себе и стала думать, какая я — злая или добрая — и какой надо быть, чтобы жить со спокойной совестью. Мне все-таки кажется, что полковник в чем-то был прав. В самом деле, разве можно быть доброй к фашистам и вообще ко всяким подлецам... Да, а что такое «эмоции»? Надо обязательно посмотреть в словаре — может, это что-то очень плохое и обидное. Интересно, есть ли эти самые эмоции у Г. А.? Или у белобрысого Семена? И только я об этом подумала, раздался звонок. Я пошла и открыла дверь. Опять телепатия! За дверью стоял Семен. — Здравствуй, Маша, — сказал он смущенно. Он смущается?! Новость. — Мы уже виделись, — сказала я холодно. — Да, — сказал он. — Да, — сказала я. Он переминался с ноги на ногу на площадке. — Ну, что же ты? Входи... раз уж пришел,— еще холоднее сказала я. — Нет, я на минутку, — сказал он еще смущеннее. — Я только зашел сказать, чтобы ты не думала, что это я рассказал Герке и этому... как его, Апологию, про Веньку... — А мне наплевать, — сказала я, — и вообще, ты... Караваев... Вот ты кто. — Половинкин я, — сказал он грустно. — Нет Караваев. То есть, Каратаев. Ты—/ до-обренький. Очень. 2 «Костер» № 3 9 |