Костёр 1974-06, страница 66ИДЕТ ТУРНИР! Два пешечных окончания — вот что нужно разобрать шахматистам в предпоследнем — шестом — отборочном туре. А. Белые: Kpfl, п. g3; черные: Kpd8. Как белые выигрывают? Б. Белые: Крс2, п. е5; черные: Крсб, п. d7. Как белые спасутся? Две концовки (в обеих белые выигрывают) Сергея Мальцева из Тока-ревки ждут шашистов. А. Белые: at, Ь6, d4, d6, е5, f2, f4; черные: а7, Ь2, сЗ, d8, f8. Б. Белые: Ь6, cl, с5, е5, gl, h2, h6; черные: аЗ, Ь2, Ь8, f6, f8, g7, h4. В КАФЕ „ПРОХОДНАЯ ПЕШКА" — На третье пешечный торт! — объявил дежурный. — Это очень кстати, — сказал Ферзьбери. — Что знаете вы, доблестные рыцари, о пешках? Мы здесь под вывеской «Проходная пешка»... Когда же пешка проходит в ферзи? Вот вам позиция — белые: КреЗ, п. f3; черные: Kpf5. — Тут пешку не провести, товарищ шахмат-адмирал! — отчеканил Игорь Тарасов. — А почему ты так думаешь? — Для подобных позиций есть правило: если король, поддерживающий пешку, стоит с ней рядом или позади, то ее провести не удастся. Смотрите — I. f4 Kpf6 2. Кре4 Креб 3. f5+Kpf6 4. Kpf4 Kpf7 5. Кре5Кре7 6. f6+ Kpf7! 7. Kpf5 Kpf8! (но не Kpe8? или Kpg8?, потому что тогда пешка пройдет) 8. Креб Кре8 9. f7+ K(>f8 10. Kpf6 — пат. — Отлично! Молодец. А сейчас поставим белого короля впереди пешки — белые: Kpf4, п. f3; черные: Kpf6. Что теперь? — Полная неизвестность, товарищ шахмат-адмирал. — Да? Почему же? ■— Вы не сказали, чей ход. Это положение критическое: в нем все зависит от того, чей ход. Если — белых, то им от этого только хуже, и пешку они не проведут. А вот если ход черных, то их король должен будет все время уступать белому дорогу. Тот сможет продвигаться вперед и расчищать путь для пешки. Тогда она пройдет. — И возьмешься доказать это? — Возьмусь. Пусть ход белых. Предположим, 1. Кре4. Тогда — 1... Креб! Что делать белым? Если двинуть пешку, то получится, что их король рядом — этот случай я только что разобрал. А если пойти 2. Kpf4, то черные ответят 2... Kpf6 и белые ничего не достигли. Другое дело при ходе черных. Например, 1... Креб 2. Kpg5! Kpf7 3. Kpf5 Кре7 4. Kpg6! И теперь... — Хорошо! — остановил Игоря Ферзьбери. — Дальше пусть все рыцари сами докажут, что белый король уже открыл своей пешке семафор на пути к заветному полю f8. Это им поможет решить сегодняшние турнирные задания! БЮРО САМОПРОВЕРКИ Задачи в «Костре» № 4 решаются так. Идет турнир! Шахматы — А. 1. Лg6 Cd2 (I... СеЗ 2. ЛgЗI или 1... Cg5 2. ЛГ21) 2. Лg2! Б. 1. Kg5+ Kph6 2. ЛЬ8+! C:h8 3. Kpg8 Kd6 4. Kp:h8. Шашки — A. 1. cb4!X. Б. 1. ab2! 2. b4! 3. f2X. Оруженосцы, шаг вперед! Первый случай — 1. Лeg5, второй—l^gg5. Тренировочная кабина. № 1. 1. Kg3! № 2. 1. Крс4! Kpf5 2. ЛЬ7. № 3. 1. Кра7! Крс7 2. Ла8! Kpd7 3. Kpb8! СТОЛ НАХОДОК Сюда доставлена задача Юры Се- лявкина из Воронежа. «Кто найдет мат в 4 хода?» — спрашивает рыцарей Юра. ОРУЖЕНОСЦЫ, ШАГ ВПЕРЕД! Внимание: боевое задание! Поставь такое положение — белые: Kpbl, Ch6, п. g4; черные: Кра7, Лс5, п. b 7. У черных, как видишь, ладья, а у белых слон. Известно, что ладья сильнее, но... нет правил без исключений! Такое исключение и здесь. Белые могут использовать особенности расположения фигур и победить. Покажи, каким образом. ПРИКАЗ № 6 Я, главнокомандующий АРЧЕБЕ-КОМ приказываю: § 1. Всем рыцарям и оруженосцам прислать рапорты (на открытках!) до 1 августа. Шахмат-адмирал Ферзьбери J |