Костёр 1976-06, страница 29Давно не сидел я у пионерского костра, ох, давно! С 1941 года. Правда, полгода назад приглашали меня в одну школу на пионерский костер, но это было совсем не то. Собственно костра и не было. Был обыкновенный пионерский сбор с номерами самодеятельности. Я, конечно, понимаю, что на сцене школьного актового зала настоящего огня не разведешь. На этот счет существуют правила пожарной безопасности. Ну, а летом в лагере? Да и только ли в живом огне тут дело?.. Сидя на этом сборе, слушая песню о «Картошке», вспоминал я о кострах далеких годов не без грусти: неужели они навсегда отгорели? На первый такой костер я попал случайно, в ту пору, когда еще не был пионером. Вывезли меня родители на дачу в деревню Перечицы Луж-ского района Ленинградской области. Были в той деревне две улицы, перед избами — палисадники с вишнями и сиренью, под горой — река Оредеж, а в самом центре Пе-речиц — бревенчатое двухэтажное здание школы. Вот в нем-то и поселился пионерский лагерь. Был еще на краю деревни небольшой лысый холм с редкими сосенками, именуемый Комендантской горой. Как раз напротив дома, где я жил. И однажды в вечерних сумерках приметил я под холмом огонек. Побежал посмотреть: что там? Вижу: костер горит, вокруг ребята сидят, от дыма жмурятся, ветками комаров отмахивают, и один мальчишка кинофильм «Чапаев» рассказывает. Всю картину наизусть! Эпизод за эпизодом! С того вечера я уже ни одного костра не пропускал. Чуть завижу огонек — и туда! А там каждый раз разное. То ребята новую песню разучивают, то спорят о летающих моделях, то карнавал у них. Однажды поведение своего товарища обсуждали. Крепко ему досталось! Он для костра где- БЕСЕДА У КОСТРА ДАВАЙТЕ ПОДУМАЕМто картошки накопал, хотел друзей угостить. Я его вполне понимал, сочувствовал ему, но и отряд понимал тоже: что ни говори, а ведь украл! На том костре я в первый раз свой посторонний голос подал: предложил приносить картошку. Предложение было одобрено, «виновник торжества» благодарно подмигнул мне, а я с той поры осмелел и стал уже приходить прямо в лагерь. Вскоре я понял, что костер — это не только печеная картошка, песни и рассказы. Костер — это пионерский сбор. А теперь давайте вспомним: много ли у вас летом бывает за смену пионерских костров? Могу за вас ответить: два, самое большее три. По какому поводу? По случаю какого-ни-будь праздника, в честь окон чания смены или еще в родительский день. Так? Два года назад в пионерском лагере, в том же самом Лужском районе, прочитал я в пионерской комнате интересный документ. «План работы дружины». Значилось в нем примерно следующее: «Приезд. Выбор актива. Кино. Прогулка в лес. Баня. Уборка территории. Кино. Баня...» Помню, удивился: что за чепуха? При чем тут баня? Ею лагерная медицина занимается, но никак не совет дружины. Кино тоже без всякого решения актива дважды в неделю привозят. Ну, как тут не сравнить этот план с тем — пионерского лагеря давних лет? Была там ^строчка: «Отрядное время». Подразумевалось, что каждый отряд проводит полтора вечерних часа по своему усмотрению и дело для себя обязан выдумывать сам. Строчка эта очень ребятам нравилась. Они ее даже в «отрадное время» перекрестили. Чаще всего, почти через день, отрядное время посвящалось сборам. И не было сбора без костра. Не обязательно могучего, с пламенем под облака-. Для беседы, разговора, пески совсем небольшой огонь требуется. В неглубокой круглой лунке потрескивают четыре сучка — и хватит. Двое ответственных: один за огнем следит, чтобы не убежал из лунки, другой сухие сучья носит. Конечно, были у тех ребят и праздничные сборы, но, кроме них, — сбор по поводу прочитанной книги, сбор-спор на тему: «Должен ли пионер здороваться с сельским попом?», костер, посвященный смычке города и деревни, а то и отрядный сбор — игра в лапту! Есть ли сейчас такие костры* Один раз видел. Во время финальных игр «Зарницы» под Псковом. Тоже сидели ребята у костра и один из них рассказывал о легендарном комбриге Яне Фабрициусе, который вел в первый бой молодые полки Красной Армии. А потом возник спор: каким дол- 29 |