Костёр 1977-05, страница 31

Костёр 1977-05, страница 31

Вот тут-то учительница Пуури и сообразила в чем дело. Она ужасно рассердилась, сказала, что виновников не нужно искать долго, и выставила за двери меня, Кайлике и Каура. Это была вопиющая несправедливость, ведь жужжал, как я уже объяснял, новичок Март Обукакк.

Мы стояли в коридоре, но Каур сказал, что стоять можно распрекрасным образом и во дворе, свежий воздух полезен для легких.

Во дворе было хорошо, спокойно. Белая курица истопника кудахтала в кабине школьного автомобиля. И в нас проснулся интерес, с чего бы ей там кудахтать? Не снеслась ли она на сиденье водителя? Мы решили это выяснить.

На водительском сиденье не было яйца. Там лежали только ключи от зажигания. И у нас возникло серьезное опасение, как бы из-за этого не вышло неприятности для школы. Я сказал:

— Правила дорожного движения запрещают оставлять ключи от зажигания где попало.

Каур меня поддержал:

— Шоферу за это влетит.

— Окажись тут какой-нибудь жулик, наш автомобиль мчался бы уже по дороге к Пскову, — добавил Кайлике.

Мы приняли решение для безопасности отнести ключи в школьную канцелярию. Но Юхан Кайлике сказал, что вначале надо бы посмотреть, заведется машина или нет. Просто ради интереса.

И он быстренько юркнул в кабину, чтобы включить стартер.

Вот тут-то и выяснилось, что машина не заводится. Мы, конечно, захотели узнать, что с нею стряслось, и подняли капот.

Кайлике сказал:

— Я слышал, чаще всего неполадки случаются в распределителе.

И Юхан Кайлике снял с распределителя крышку.

Каур возразил:

— А мне говорили, что в машинах всегда барахлит карбюратор. — И начал отвинчивать какие-то гайки.

Я не сказал ни слова, мне было не до того. Я занялся проверкой всяких трубочек и шлангов, чтобы выяснить, как дела с бензином.

Но автомобиль все равно не заводился, и мы поняли, что старались впустую. Значит, загвоздка в чем-то другом, но поди догадайся, в чем именно! Мы уже хотели отойти от машины, но в этот момент Каур сказал:

— Есть еще одно средство — принудительный завод!

И Каур рассказал нам о зоотехнике из своего колхоза. Когда мотоцикл у него не заводится, зоотехник бежит по дороге и толкает мотоцикл перед собой до тех пор, пока мотор не затарахтит. А бежит зоотехник всегда по дороге в сторону колхозной фермы. Если мотоцикл все-таки не заведется, то хоть до работы меньше идти останется.

Я возразил Кауру:

— С мотоциклом, может, и так. А с автомобилем не побежишь — силы не хватит. Хорошо, если вообще мы стронем его с места!

Кайлике почесал затылок и сказал, что с машиной бежать и незачем. Если дотолкать машину до котельной, то дальше она и сама покатится — от котельной садовая дорожка идет под уклон. И тогда сразу станет ясно, врет или не врет Каур.

Семь раз отмерь, один раз отрежь — учит нас пословица, и это чистая правда. Теперь-то я прекрасно понимаю: сначала надо все хорошенько взвесить и только потом приступать к делу. Но в тот момент я об этом нисколько не думал. А Кайлике с Кауром и того меньше, потому что они-то как раз и толкали машину к котельной, а я всего-навсего сидел на водительском месте и крутил рулевое колесо.

Когда автомобиль покатился под горку, я, конечно, сразу подумал, а что будет, если он разовьет большую скорость? И, само собой разумеется, решил, что мне надо будет быстро нажать на тормоз.

Так оно и произошло, я хотел затормозить, но педаль тормоза под моей ногой без всякого сопротивления утопилась, — это может подтвердить Кайлике, он стоял в то время на подножке.

Я схватился за ручной тормоз, но у него сразу отвалилась ручка — Каур отвинтил от нее гайку, чтобы поставить на карбюратор, там одной гайки не хватало.

Наш классный руководитель учитель Пюкк рассказывал нам, что человеческий мозг в критические минуты работает с удесятеренной быстротой. И это чистая правда. Как только автомобиль помчался между опытными делянками, в голову мне ударила мысль, что его, пожалуй, можно остановить. Надо съехать с садовой дорожки так, чтобы передние колеса оказались по одну, а задние по другую сторону огуречной грядки. Но Кайлике разгадал мой план и заорал страшным голосом:

— Влево нельзя! Влево нельзя! Мы вчера там рыхлили! —И потянул руль вправо, на грядку с редисом — работа по борьбе с сорняками там еще не проводилась.

Но пока мы боролись, грядки промелькнули мимо. Впереди оставались только посадки крыжовника или пруд, где брали воду для полива. И я выбрал крыжовник. Потому что я не знал глубины пруда, а человек в нашем обществе — самая большая ценность.

Ну вот, я«теперь честно рассказал, как оно было на самом деле. И никакой нашей вины тут нет, мы просто хотели проверить, заведется машина или не заведется.

В правилах дорожного движения сказано, что ключ от зажигания нельзя забывать в автомобиле, и это чистая правда. Где халатность, там и несчастье.

А ту штуку, которая крутится под коробкой распределителя, мы отыскали. Кайлике позабыл ее у себя в кармане.

Перевела с эстонского Н. ЯВОРСКАЯ

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. 1977 ужасные события

Близкие к этой страницы