Костёр 1981-12, страница 3

Костёр 1981-12, страница 3

О ГЕРОИЧЕСКИХ ПОДВИГАХ СОВЕТСКИХ ВОИНОВ РАССКАЗЫВАЕТ ХУДОЖНИК П. Я. КИРПИЧЕВ

Каждый камень и каждый клочок нашей земли, политые кровью солдат Великой Отечественной — для нас священны. И все-таки есть места, с самим именем которых мы связываем представления о важнейших этапах прошедшей войны. Говорят: Брестская крепость — и уже не дети, а внуки тех, кто воевал, знают, что речь пойдет о героях, первыми принявших на себя внезапный удар фашистских полчищ. Ленинград — и перед нашим мысленным взором встает измученный, но гордый, не сломленный голодом и блокадой город. Севастополь — и мы видим воина в бескозырке и тельняшке, ошеломлявшего своим бесстрашием врагов. Сталинград — поворотный рубеж в битве с фашизмом. Малая земля — символ беспредельного мужества и самоотверженности советских моряков и солдат.

Малой землей воевавшие под Новороссийском называли

участок в неполных тридцать квадратных километров. Там, на каменистом мысе у входа в Цемесскую бухту, по берегам которой расположился город, 225 дней насмерть стояли части 18-й армии.

В 1943 году Новороссийск был у фашистов главным узлом сопротивления на том участке фронта. Мощные укрепления тянулись вдоль берега. Вражеские самолеты патрулировали в небе, корабли сторожили вход в бухту. GaMO море было перегорожено минными полями. Враги считали город неприступным.

Но взять его нашим войскам было необходимо.

И вот, еще задолго до того, как начался штурм Новороссийска, ночью 250 добровольцев под командованием майора Цезаря Куникова прорвались на катерах через минные поля. Они высадились на берегу, выбили фашистов из прибрежных укреплений. За первым десан

том, под яростным огнем опомнившегося от неожиданности противника, последовал второй, третий... Плацдарм расширялся и стал, наконец, той легендарной Малой землей, о которой теперь сложены песни и написаны книги.

В издательстве «Детская литература» книга товарища Леонида Ильича Брежнева «Малая земля» вышла с иллюстрациями художника П. Кирпиче-ва. Его рисунки к «Малой земле» — не просто художественный комментарий к написанному в книге. Павел Яковлевич КирПичев — тоже малоземелец.

— Я был там не от начала до конца, — рассказывает Павел Яковлевич. — Всего три месяца. Но какие — три!

Всего три месяца! Подсчитано, что на долю каждого защитника Малой земли пришлось по 1250 килограммов смертельного металла, ведь немцы бомбили и обстреливали ее из всех видов оружия непре-