Костёр 1982-05, страница 15

Костёр 1982-05, страница 15

ТВОЙ СТАРШИЙ БРАТ КОМСОМОЛ

i

бочем коллективе. Приходилось учиться иногда самым простым приемам. Отвечали и учили охотно.

Анатолий Дворников в 1975 году после окончания ПТУ пришел в один из цехов объединения «Ленинградский Металлический завод». Через пять лет он завоевывает звание «Лучший молодой турбостроитель», добивается победы в заводском и районном конкурсах профессионального мастерства. Тогда же, в 1980 году, его избирают депутатом районного Совета народных депутатов, в состав Ленинградского горкома ВЛКСМ.

Еще через год за успехи в соревновании награжден медалью «За трудовую доблесть».

— Когда я впервые пришел в цех, мне сразу понравилось, что со мной никто не обращался как с новичком-несмышленышем. Меня не оберегали от сложной работы, не посылали подметать цех или выносить стружку только потому, что я многого еще не умел. Никто не подчеркивал разницу в возрасте. Согласитесь, это непривычно человеку, который видел только школу да училище. Там-то ведь как раз очень важно, сколько тебе лет. Разница в один год обучения позволяет относиться к «малявкам» либо с покровительством, либо с пренебрежением.

А бригаде нужно выполнять план. Давать продукцию. И

чем быстрее я начну работать наравне со всеми, тем лучше будет и моим товарищам.

На нашем участке собирают паровые и газовые турбины. Дело это довольно сложное, требует больших навыков, опыта. У нас, пожалуй, нет ни одного человека, который одинаково хорошо мог бы выполнять все операции. Моим наставником стала бригада. Первые два года меня ставили на работу вместе с опытным человеком, который собирал какой-то определенный узел, а я ему помогал. С охотой шел на любую работу, в любую смену. Хотелось быстрее стать настоящим специалистом. Ведь именно это определяет отношение к тебе в ра-

Поначалу Анатолия поразило, что в бригаде все друг с другом на «ты». Завел как-то об этом разговор. Взрослые, мол, люди, а кричите на весь цех: «Марина! Кран подай!» Марине-то через два года на пенсию!

Ему ответили, чтобы он попробовал, скажем, так: «Марина Игнатьевна, будьте добры, подайте, пожалуйста, кран к третьему участку!» Какое тут дыхание нужно, чтобы эту фразу услышали на другом конце двухсотметрового пролета. Да и времени на это нет: производство.

А потом он понял, что и внешне фамильярное «ты» может быть уважительным...

— В цехе, на депутатской или комсомольской работе мне приходится общаться с разными людьми. Почти всегда удается найти общий язык. Получается это как-то само собой. Я никогда не подбираю «ключик» к человеку. Это напоминает попытку взлома. Человек, на мой взгляд, не заслуживает такого обращения. А симпатии очень легко завоевывать, если говорить с людьми о деле, о том, что их интересует.

Я не боюсь, если надо, пойти на прямой конфликт. Но очень боюсь оказаться недостойным доверия. Лучше сказать «не могу», —тогда товарищи будут искать другой выход, «не сумею», тогда . помогут, «не знаю», научат. Но не утратят уважения к тебе.

Сборка турбины — дело чрезвычайно тонкое. Ее рабочие параметры — давление, число оборотов, мощность — измеряются такими величинами, которые трудно себе пред-

10