Костёр 1990-04, страница 39

Костёр 1990-04, страница 39

Александр ЛОМТЕВ

РАССКАЗ

Рисунки А. Ивашенцовой

Козел Александр был в селе Березки фигурой заметной, можно сказать, легендарной. Во-первых, Александра привезли с границы. Все на селе знали, что Александр когда-то провожал пограничников в наряды, охранял заставскую конюшню, и поговаривали, что однажды он даже помог задержать нарушителя и был ранен. Было ли это или нет, трудно сказать, но шрам на боку у козла имелся.

В ту пору демобилизовался со службы внук бабки Фаины — Петр. Он-то и увез в родные Березки пограничного козла. Был Александр отменно красив: длинноногий, стройный, шерсть длинная, снежная, а на точеной, сухой голове черные уголья глаз и длинные, саблями изогнутые рога. Красавец!

Бывший пограничник Петр прожил в деревне меньше года и уехал в город, а козел Александр остался жить с бабкой Фаиной. По утрам Александр толкал рогами калитку фаининого двора, выходил на улицу и неторопливо, с достоинством поглядывая по сторонам, шествовал к правлению. Больше всего на свете любил он потолкаться среди народа. У правления его всегда замечали и вытягивали из карманов специально приготовленные для него кочерыжки и морковки.

— Александр у нас козел заслуженный, военный,— говорили о нем человеку заезжему.— Он, брат ты мой, на границе служил. Вот спроси у него, как он к нарушителям относится.

Услышав слово «нарушитель», Александр брезгливо тряс бородой и «бекал». Сразу становилось ясно, что презирал он их от всей своей пограничной души.

Ьыли у Александра в деревне закадычные друзья — Сережка, что жил в соседях с бабкой Фаиной, да рыжий Колька со Слободы. Раньше Колька с Сережкой мечтали о собаке. И так, и эдак просили-уговаривали они родителей, чтоб купили им «настоящих военных овчарок» или хотя бы одну на двоих, но все от них отмахивались. Даже старший Сережкин брат, который и сам когда-то мечтал о служебной собаке. Но как только появился в Березках Александр, они и думать забыли о собаке. Собаки у многих есть. А кто может похвастаться козлом? Не хуже собаки бежал он на зов «ко мне!». Падал в траву и замирал, если ему кричали «умри!». И никому было не убежать от его крепких тычков, если крикнуть «фас!». Настоящая пограничная выучка!

Другие деревенские мальчишки тоже пробовали завести дружбу с Александром, но козел, благосклонно приняв от них лакомые кусочки, убегал к закадычным дружкам: Сережке-соседу да Кольке со Слободы.

Так и жил бывший пограничный козел Александр в Березках. По утрам, пока друзья его посапывали в постелях, ходил потолкаться среди рабочего люда, провожал до фермы бабку Фаину. А потом, когда солнце поднималось выше сельсоветского флага и высыхала последняя утренняя роса, бежал с Сережкой и рыжим Колькой в лес, за Каменную гору, играть в пограничников...

Посреди лета приехали в Березки киношники. Дед Филимон ходил по дворам и обстоятельно объяснял всем желающим, что приехали снимать несколько каких-то «епезодов» для фильма про лесных людей берендеев. Колька с Сережкой про

34