Пионер 1955-10, страница 82

Пионер 1955-10, страница 82

Пз этого простого опыта видно, что в изогнутом зеркале изображения получаются сжатыми или растянутыми. То же самое сделали в широкоэкранном кино, только там вместо кривого зеркала в аппарате стоит специально искривлённое стекло-объ-

Если через такой объектив сделать снимок, то изображение предметов н пространство, в котором они находятся, сильно сожмутся с боков.

В кинотеатре устанавливают аппарат, у которого тоже в объектив вставлено специально искривлённое стекло. Сжатое изображение, проходя с киноленты на экран через такой «кривой» объектив, развернётся вширь, и ему понадобится экран в три раза

втрое больше можно показать.

Больше тридцати лет кино было «немым». Четверть века назад кино стало звуковым. Затем на экране зазеленели листья, море и небо стали голубыми, лица людей румяными, одежды яркими. Кино стало цветным. Теперь его ещё больше усовершенствовали, оно стало широкоэкранным.

Но не будет ли в нём неприятной путаницы со звуком? Крикнул, например, человек с левого края экрана, а звук доносится от динамика, устаиовлен-иого посередине. На правом краю экрана загудел паровоз, а звук гудка опять летит в зал от середины экрана. Никакой путаницы не будет: конструкто-' ры справились со звуком. Его заставили двигаться по экрану, сделали звук стереофоническим.

...Мы с вами в зале кинотеатра. На передней стене его громадный экрап. Высота его не изменилась, но ширина увеличилась втрое. По экрапу движется колонна танков. За ними на Красную площадь вы

ходят колонна физкультурников, и все в зале слышат, как удаляется вправо шум моторов уходящих танков, а слева нарастает пение молодых

Как же ухитряются записывать на киноплёнку этот подвижной и словно выпуклый звук?

Посмотрите яа патефонную пластинку. Там в узеньких канавках есть извилистая звуковая дорожка. Игла патефона движется по этим извилинкам, передаёт колебания пластинке — мембране, которая колеблет воздух — издаёт звук. Но в кино такую канавку применить нельзя. Там на лейте сбоку делают магнитную дорожку. А дальше всё устроено, как в радиоприёмнике: от электромагнитных колебаний звучит динамик.

Так действует обычное звуковое кино, в котором звук получается в одном динамике. Но для широкоэкранного кино такое устройство не годится. Ведь звук должен двигаться по экрану!

Здесь установлены динамики для звука спраса, для звука слева и звука, возникающего посередине. II для каждого на киноленте есть отдельная звуковая дорожка. Запел артист на экране слева — и его песню вы услышите только из левых динамиков. Идёт певец направо — и песня с ним движется. Вот она слышна из среднего динамика, затем из правых

Скоро в больших городах все смогут смотреть на широком экраг>е цветные фильмы с движущимся по экрану звуком. А пройдёт ещё немпого времени— и появятся повсюду широкоэкранные кинопередвижки. Ждать придётся недолго, ведь широкоэкранное кино уже есть. Смелая фантазия конструкторов ожила, ещё одна мечта стала былью.