Пионер 1968-11, страница 38НЕСТИХАЮЩИЙ СТИХ Лев КАССИЛЬ Вот уж сколько лет прошло с того дня, когда я в последний раз гово-рил с ним, живым, громогласным, ,'5 по-дружески великодушие заботли-' , а вот и сейчас, через сорок без ого лет после его смерти, встре-v ...... иО сне, разговариваю, как с живым. Только я-то и во сне помню, что уже порядком постарел и стал куда старше знали и каким звучит с площади, Таким вижу я его сегодня и на носящей имя великого поэта, где о гранитной скале в такой знакомой нам позе, развернув могучие плечи, навсегда утвердив-в наших сердцах. :шил я, всякий раз я останав-еще и еще раз, радуюсь, что в нашу великую пору нашелся в стране у нас поэт, голос которого оказался под стать и залпу Авроровых пушек, и торжествующему маршу Октябрьской революции, и мощному рокоту и перестуку великих строек, за которые взялся, чтобы переделать жизнь на хороший, нужный для себя лад, наш народ. Владимир Маяковский не только поэт революции. Он сам по себе, и как личность, как человек, и как необыкновенный мастер поэтического слова, частичка нашей революции. Ведь гений, в какой бы области человеческого труда он ни работал, не только отражает свое время, утверждая или отрицая его. Великий поэт, художник, ученый сам становится крупной и выразительной приметой своей эпохи. И дело не только в том, что Владимир Владимирович Маяковский с необыкновенной силой, с грозной красотой и раскатившимся на весь мир громовым звучанием написал стихи, поэмы о Великой Октябрьской революции, о Ленине, о том, как наш народ защищал свою свободу, вырванную из хищных лап буржуев, как строил новую жизнь. Дело еще и в том, что Маяковский первый призвал поэзию служить пролетарской революции. Он вывел стихи из книг на трибуны революции. Он открыл новую, ораторскую форму стиха. Он заставил поэзию звучать собраниях революционной молодежи. И трудно представить себе историю тех первых революционных десятилетий без знаменитых поэм «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», «Во весь голос», без «Левого марша», «Стихов о советском паспорте» и многих других строк, которые и поныне не затихают в сердцах и сознании миллионов людей. Ведь, скажем, Нева не только отражает красоту и величие Ленинграда, а Сена — прелесть Парижа. Реки эти давно уже стали в сознании человечества неотъемлемой и прекрасной частицей облика великих городов. Так и ошеломляю ще новаторская поэзия Владимира Маяковско го, его писательская страстная деятельность непоколебимые позиции, которые он всегда за щищал в литературе, останутся в истории при мером подлинного подвига поэта-революцио нера. Вы, конечно, знаете, что Маяковский был не художником. В дни, когда у нас из-за разрухи, вызванной гражданской войной, не работали многие типографии, Маяковский сам нарисовал тысячи революционных плакатов и, конечно, придумал к ним остроумные, с первого же раза запоминавшиеся подписи. Он был также и боевым газетчиком-журналистом и талантливейшим драматургом: пьесы Маяковского «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф» идут по сей день в наших театрах и на сценах театров многих других стран. Занятый с утра до ночи громадной работой, выступая перед читателями на заводах, в клубах, в армейских лагерях как великолепный чтец, вдохновенно исполнявший свои стихи, разъезжая по всей стране и чуть ли не по всему свету как «полпред», то есть полномочный представитель, новой, советской поэзии, Маяковский находил время, чтобы писать и для ребят. Пожалуй, мало кто в те годы умел так весело, умно и по-дружески говорить с юными читателями, как это делал Владимир Владимирович. Он душевно любил и очень уважал ребят. И когда меня впервые, я помню, пригласили в редакцию журнала «Пионер», он, узнав © |