Пионер 1972-02, страница 28

Пионер 1972-02, страница 28

ца и ученого, ловящего лучи, отступает на второй план. Терентий Семенович Мальцев, чьи поля чисты и обильны пшцей, первый стал страдать от «перерода». Старые- сорта яровых пшениц выведены для скудных условий, они нацелены на сопротивление невзгодам! А новых, щедрых условий использовать с толком не могут: здесь нужны неполегающие сорта, нужны, повторим, пшеницы-«объ-едалы»!

Агрономы обогнали селекционеров. В хороший, дождливый год яровые хлеба полегают на многих миллионах гектаров, и чем лучше поле, тем плотнее этот ковер,

Вот один из примеров того, где сегодня «не получается». Знать о сегодняшних сложностях тебе, человеку, который через пять — семь лег сменит отца и брата за штурвалом комбайна, в кабине трактора, не только полезно— необходимо. К твоему приходу многое, надо думать, будет поправлено, но знать о том, как поправлялось, гоже школа.

VI

На афишных тумбах, на стенах, на последних страницах газет — объявления со словом «требуются».

Требуются слесари и шоферы, лесорубы и рыбаки, требуются шахтеры и монтажники, требуются...

Древнейшему и благороднейшему — зерновому — цеху государства надолго и в значительном числе требуются:

Генетики, то есть специалисты по управлению наследственностью. Уже удалось получить фотографию того таинственного гена, который содержит в себе «команды» для развития будущего организма. Уже можно сказать, какие сочетания генов передают ту или другую «команду», заведуют определенным свойством растения. Ученые научились искусственным путем пополнять запас нужных генов. От генетики требуется вводить внутрь семян такие «команды», чтобы получить нужные сорта злаков.

Хлебопашцы. Нужен работник, свободно владеющий не одной, а разными машинами, знающий основы агрономии и агрохимии. Нужен мастер на все руки, каким был — на несравненно низшем уровне — деревенский мужик. Но мужик добывал продовольствие на себя и в лучшем случае еще па двух-трех Работник современного сельского хозяйства способен кормить сорок человек! Причем труд ej-o все ближе подходит к труду рабочего; комбайнер, работающий в белой рубахе, уже не фантазия. Герметические кабины новых уборочных машин позволяют комбайнеру и дышать чистым воздухом и одеваться чисто. Но хлеб — это прежде всего напряжение, разумная спешка и нот, легкий хлеб — пустая мечта лодыря. Трудолюбие и высокая культура — вот главное для этой профессии

Селекционеры. Только селекционер, конструктор новых сортов, может собрать в но-rom хлебе все завоевания науки. Как ни хороши сорта, созданные советскими учеными, а и теперь еще гибнет пшеница от вымерзания, засухи, суховеев. Наши сорта самые зимостойкие в мире, и все же тот человек, кто подарит народу сорт, «е вымерзающий на Дону и под Курском, у Орла и Тулы, завоюет всенародное признание.

Специалисты по защите растений. Только одна болезнь — ржавчина — убавляет ежегодный урожай пшеницы процентов на пять, а это миллионы топи зерна. Злостный вредитель клоп-черепашка портит самое дорогое в зерне — клейковину. Колос, на котором побывал вредный клоп, уже не даст высокого и пышного хлеба.

Война с вредителями требует поиска, открытий. Химический путь подчас оказывается накладным: яды вместе с клопом губят птиц и полезных насекомых, после этого приходит безмолвная весна. Надежней всего биологическое оружие: надо размножать врагов клопа и в то же время не давать ему самому размножаться.

Защитник растений спасает труд, сохраняет плоды земли, сберегает уже уловленное солнце — прекрасная и умная работа!

Агрохимики. Только они могут сказать, как и чем кормить растение, чтобы в зерне отлагалось больше белка. Никто, кроме агрохимика, на это не ответит.

Специалисты по электронным машинам. Уже сейчас па Кубани одной из крупных оросите,\ьных систем командует электронное устройство: оно управляет уровнем воды на рисовых полях, температурой воды, включает-выключает насосы... Горизонты применения «мыслящих» машин в сельском хозяйстве сейчас трудно даже очертить.

Нужны способные командиры производства. Как тормозит дело недостаток чувства хозяина в земледельце! Если оплата труда построена так, что человека вознаграждают за площадь вспаханного, а не за урожай, то и опыт, и старательность, и сметка хлебороба просто отключаются Представим, что охотнику платили бы не за добытые шкурки, а за число выстрелов. В тайге гремела бы канонада. а пушнины на аукционах поубавилось бы. Во многих колхозах уже есть звенья, где мерой зарплаты служит урожай Но нужно еще много делать, чтобы интересы человека и хозяйства всюду совпадали, чтобы «пули» точно ложились в цель.

Нужны агрономы и мелиораторы, требуются лесоводы и конструкторы новой техники.

А кроме того — и превыше всего,— требуются люди страстные, с высоким чувством долга, для которых хлеб стал бы делом жизни. Советское земледелие за свою историю выдвинуло подлинных гигантов мысля и духа.