Пионер 1972-02, страница 29

Пионер 1972-02, страница 29

Крестьянин в прошлом Побывал продовольствие на себя да е'це на даух-трех человек. Завоевания современной науки и техники позволяют одному работнику прокоркип? сорок человек.

VII

И нивы нашей страны и поля всех континентов Земли помнят Николая Ивановича Вавилова. Великий ученый задался целью собрать в границах первой социалистической державы все растительное многообразие планеты. В поисках редких злаков Вавилов шел поднебесными тропами Памира, переправлялся через реки Абиссинии, летал над Сахарой, исследовал развалины Помпеи. Отовсюду шли в Ленинград посылки с семенами и колосьями. Почти двадцать тысяч сортов одной только пшеницы собралось в вавилов-ском Всесоюзном институте растениеводства. Это богатство, какому нет цены. Десятки новых сортов уже выведены на базе этой коллекции, ценность ее все возрастает: ведь некоторых растений из тех, что собрал Вавилов и его соратники, уже нет в природе.

Николай Иванович Вавилов трагически погиб.

Но служение хлебу дало новые всходы героизма.

В осажденном фашистами Ленинграде голод косил людей тысячами. Терял людей и ВИР. Но коробки с семенами пшеницы — десятки тысяч жестяных коробок — истощенные голодом люди хранили, как драгоценность! Дежуривший у коллекции работник знал, что эта ночь может быть для него последней. Но ни единое зерно, добытое Вавиловым, не исчезло за три года блокады!

Мир знает Павла Пантелеймоновича Лукья-ненко как замечательного селекционера, давшего советским и европейским полям «безостую-1», «аврору», «кавказ» -сорта, пополнившие закрома страны многими миллионами тонн зерна.

При создании этих шедевров ученый широко использовал сорта дальних континентов, собранные в коллекции ВИРа — Всесоюзного института растениеводства. И теперь нужен глобус, чтобы наглядно представить себе родословную «безостой».

А вот недавний номер «Правды». В степи под Херсоном погиб хлебороб. «Спасая хлеб . » — так и названа заметка. Председатель колхоза Леонид Анатольевич Основиков спешил на ток. Вдруг видит: дым, пламя. Горит пшеница! Не своя — соседнего колхоза. Хлебороб послал шофера за подмогой, а сам бросился гасить. Порыв ветра взметнул языки пламени и поглотил отважного человека. Подоспевшие соседи нашли Основикова уже без сознания. На могилу земледельца положили сноп...

Не надо умирать! Хлеб — это жизнь, радость, солнце. Но если надо...

Хлебному цеху ТРЕБУЮТСЯ волевые и чистые, страстные и смелые люди. Хлебопашество — самое «приземленное» из занятий, но оно способно дать человеку крылья.

ф