Пионер 1990-08, страница 59чашу цветка, внутри которой ползала пчела. В лесу холодно, снег не весь стаял; а в цветке — живая пчела! Как летом... Тут, кажется, и я влюбился в Леру по-настоящему. А она взяла да переехала вместе с родителями из нашего городка Елабуги в большой город Казань. Глеб слег. Он лежал в жару, бредил, а его мама спрашивала меня: — Он все какую-то Леру зовет. Кто она такая? — Не знаю,— отвечал я — Понятия не имею. У нас в школе Лер очень много. Лера — распространенное имя,— говорил я и с наслаждением растягивал гласные: — Ле-ее-ра-аа... ...Все завершилось благополучно. Мы пережили отъезд Леры и больше ее не видели. Окончили школу, вузы, разъехались, женились, поседели. Недавно, после двадцатилетнего перерыва, я встретил Глеба. Мы подивились, до чего же изменились оба, и порадовались, что все-таки узнали друг друга; стали вспоминать школу, учителей, учеников... Словно невзначай я сказал: — Лера... — Это какая Лера? — небрежно спросил Глеб — Татарочка? Небольшого роста?.. Тут у меня и вырвалось: — А ведь ты любил ее! Он покраснел до слез и пробормотал: — Может быть... Слезы у него разом высохли, и он произнес не без торжества: — Ты тоже любил! — Ну не так, как ты,— не сразу ответил я. На что Глеб очень спокойно отозвался: — Не хвались. Мы оба почувствовали, что подошли к границе, за которую переходить нельзя, что еще несколько неосторожных слов — и уйдет из тайников души что-то очень важное, невосполнимое, и замолчали... Мы оба навсегда благодарны Лере за то, что она, сама не зная об этом, научила нас вечное слово «любовь» не произносить всуе. Именно поэтому я вынужден изменить имена действующих лиц сей невыдуманной истории. ...Слово и дело — понятия родственные, одно не живет без другого; и третья заповедь советует и слово произносить, и дело творить без суеты и похвальбы. Наш народ всегда так и поступал. Во все века народу жилось нелегко. Людей убивали войны, голодные годы, репрессии. И во все времена в народе было принято помогать больным, бедным и голодным. За ними ухаживали, делились хлебом, подавали милостыню; это делали, не ожидая награды, без шума и грома, безвозмездно. В русском народе была принята тихая милостыня... Моя бабушка, Анна Никано-ровна, рассказывала мне, как в голодный год, маленькой девочкой. она подкрадывалась к избе, где жила многодетная семья, тихонько клала на подоконник кусочек хлеба, карто-шинку или яблоко и убегала. — Мама!— радовались дети— Никола-угодник опять хлебушка принес!.. И райское яблочко... Это была тихая милостыня. Такая милостыня не обижала людей: они не считались нищими и чувствовали, что земляки не дадут умереть с голоду. Помните, в знаменитой книге «Тимур и его команда» есть загадочная и веселая сцена, когда ребята тайно помогают одинокой старухе: колют дрова, наливают воду в кадку, а старуха бежит проверять замок... Хотел того красный командир Аркадий Гайдар или нет, но он здесь, правда, не без юмора, изобразил самую настоящую тихую милостыню. А вывод? Как быть? Что делать? Куда идти? Я думаю, что многое, если не все, понятно и без какого-либо специального вывода. Перечитайте еще раз третью заповедь... Главный редактор А. С. МОРОЗ. РЕДКОЛЛЕГИЯ: Т. А. ГАЙДАР, А. В. ДРУЯНОВА (редактор отдела внутренней жизни страны), В. К. ЖЕ-ЛЕЗНИКОВ, В. И. ИВАНОВ, В. В. КОЖЕМЯКИН (редактор отдела литературы и искусства), В. П. КРАПИВИН, М. В. МАТВЕЕВА (редактор отдела коммунистического воспитания), С. В. МИХАЛКОВ, В. И. ПОРУДО-МИНСКИЙ, В. Л. РАЗУМНЕВИЧ, Е. В. СЕЛЕЗНЕВА (ответственный секретарь), Р. С. СЕФ, Л. Н. ТИМОФЕЕВА. Ю. М. ЧИЧ-КОВ, Ю. Ф. ЯРМЫШ. Главный художник И. Г. ПАНКОВ. Художник И. В. КЛИМОВ. Сдано в набор 04.06.90. Подписано к печати 19.06.90. А 00320 Формат 60 х 84Ув. Бумага офсетная. Офсетная печать. Усл. печ. л. 7,44. Усл. кр.-отт. 31,16. Учетно-изд. л. 9,00. Тираж 1 820 000 экз. Заказ № 2429. Цена 30 коп. Адрес для писем: 101459, ГСП, Москва, Бумажный проезд, 14, 11-й этаж. Телефон 212-14-17. Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография имени В. И. Ленина издательства ЦК КПСС «Правда». 125865, Москва, А-137, ГСП, ул. «Правды», 24. Вниманию взрослых авторов! Редакция рукописи не рецензирует, а только сообщает решение Рукописи объемом свыше трех авторских листов (70 страниц машинописного текста) к рассмотрению не принимаются. Рукописные материалы объемом до одного авторского листа (25 страниц машинописного текста), рисунки и фотографии не возвращаются. Жалобы на полиграфический брак, замечания по типографскому исполнению отдельных номеров журнала следует направлять по адресу типографии. |