Пионер 1993-11-12, страница 22было старинное озеро; 12 тысяч лет назад мамонты, как и сегодняшние слоны, приходили умирать к воде, а при переправе стада через реку гибли молодые мамонтята... Во время половодья река поднимала трупы и несла их сюда, в затон, где они оставались на века... Но вот что удивительно! Нет останков других животных! Более семи тысяч костей мамонтов — и всего одна кость лошади. Как это объяснить? Непонятно... — Может быть, в верховьях реки свирепствовала эпидемия, которая косила только мамонтов? — предполагаю я. — Но время захоронений разделяет и пятьдесят, и сто лет... — А может, их хоронил здесь древний человек? — Нет. Следов стоянки таких людей вблизи нет. Хотя рядом кремниевый инвентарь: наверное, кости мамонтов древние люди брали для своих нужд... — Грустнее всего в этой истории,— говорю я, — судьба мамон-тят, которые гибли, переправляясь через реку... Неужели их родители смотрели на это равнодушно? — Мамонты были похожи на сегодняшних слонов. А те по интеллекту стоят между дельфином и собакой... Конечно, гибнувших мамонтят их родители пытались спасти. Взрослые подсовывали хоботы. Подталкивали к берегу, жалобно трубили... Потом плакали... КАК ЖИВОЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ИЗ МЕРТВОГО? Миллиарды лет назад Земля была мертвой. Били молнии, грохотали вулканы, солнце освещало безжизненные камни, и атмосфера была для сегодняшних животных ядовитая. И не было ни мамонтов, ни динозавров, ни медуз, ни даже бактерий. Жизни не было. Мертвый мир. Потом жизнь появилась, и дальше после момента зарождения ученые могут (в общих чертах) проследить ее развитие: сперва бактерии, затем что-то вроде водорослей, потом медузы... рыбы, земноводные... и далее, далее... Но вот как первое живое получилось из мертвого. На это ученым до сих пор так же трудно ответить, как тяжело назвать имя человека, изобретшего колесо. Есть две основные версии. Одна идет от гипотезы академика А. Опарина о том, что в древней атмосфере Земли под воздействием молний и рентгеновского излучения получались аминокислоты — основа жизни. Опыты в точности подтвердили гипотезу. Правда, от аминокислот даже до бактерии — длинный путь, и как он пройден, пока неясно. Вторая версия основана на так называемой идее панспермизма: источник всего живого — космос, а жизнь переносится с планеты на планету метеоритами и кометами. «Проводили опыты,— объясняет Михаил Федонкин,— в которых бактерии охлаждали до минус 270 градусов, подвергали жесткому рентгеновскому ультрафиолетовому облучению. Практически создавали для них глубокий космос. Бактерии превращались в споры, как бы впадали в спячку — анабиоз. В таком состоянии, доказано, они способны проводить до десяти тысяч лет. Но стоило попасть бактериям снова в воду при нормальной температуре — они начинали жить и размножаться... Уверен, кстати, если на Марсе есть вода, хотя бы в виде подземных озер, то есть там и жизнь...» Но кто прав? Как возникла жизнь на нашей планете? На это никто пока точно не ответит... Природа оставила палеонтологам столько загадок, что их хватит и для сегодняшнего поколения ученых, и для завтрашних, и для тех, кто придет в эту науку послезавтра... ...А тайны, о которых шла речь в начале статьи, объясняются так. Многомиллионной давности след, похожий на отпечаток вездехода,— след жившего в те времена существа. Это палеонтологи доказали неопровержимо. «След пули» в черепе бизона долго будоражил людей. Но однажды ученые выпилили из черепа квадратик с дыркой и отдали на экспертизу. Эксперты установили: отверстие — след костного свища, который часто встречается у полорогих... Немножко обидно, что все объясняется так просто. Но, кто знает, может, через пару лет ученые отыщут Лох-Несское чудовище, или поймают «снежного человека», или обнаружат следы пришельцев... Сергей ЛИТВИНОВ Фото Владимира ЧЕЙШВИЛИ. 22 Непросто сейчас представить, какой в действительности жизнью жили наши прабабушки и прадедушки. Как-нибудь вечером погасите свет, выключите радио, магнитофон, отключите холодильник, телефон и посидите так немножко, послушайте 'тишину... Теперь, может быть, вам легче будет представить 1934 год, когда в России появилась первая картина, герои которой говорили друг с другом. До этого-то все фильмы шли с титрами, а -Путевка в жизнь» открыла эру звукового кино. В том же году на экраны страны вышла первая отечественная музыкальная кинокомедия «Веселые ребята», которая и сегодня вызывает смех у зрителей. Снял этот фильм режиссер Григорий Александров. Вначале он хотел сделать кино о джазмене Леониде Утесове и его джаз-банде, которые с огромным успехом показывали в то время в Ленинграде спектакль «Музыкальный магазин». Режиссер задумал фильм -Джаз-комедия», в котором чередовались бы номера из спектакля и отдельные выступления самого Леонида Утесова. По поводу этой идеи в прессе возникли споры. Одни одобряли желание серьезного режиссера, ученика Сергея Эйзенштейна, сделать развлекательное кино. Другие возмущались, что он будет заниматься песенками и танцами вместо того, чтобы «призывать народ к борьбе и труду». Но режиссер Александров и композитор Исаак Дунаевский стояли на своем — они будут делать легкое кино, где музыка станет' главным действующим лицом. В процессе работы сюжет фильма менялся. Чередование музыкальных номеров уже не устраивало Александрова, и он написал сценарий, где действовали настоящие герои: пастух Костя, горничная Анюта. Пастух становился музыкантом, горничная — певицей, с ними происходили самые необыкновенные и смешные приключения, а по- |