Техника - молодёжи 1936-04-05, страница 94

Техника - молодёжи 1936-04-05, страница 94

Широкое внимание к парашюту было привлечено впервые в конце XVIII века, после бессмертных опытов во Франции в 1783 г. двух братьев Мон-гольфье и физика Шарль с первыми аэростатами (монгольфьеры — баллоны, наполненные гретым, дымным воздухом, а шарльеры — аэростаты с водородом).

Полеты на воздушных шарах, которые повсеместно производились «бродячими» воздухоплавателями, естественно, натолкнули на мысль применить такое простейшее приспособление, как парашют. В самом деле, если простой пузырь носит человека в атмосфере на десятки и сотни километров, то почему нельзя использовать простую зонтичную поверхность для замедленного и спокойного спуска с большой высоты. Первые практические опыты такого рода, документально установленные, производил в 1783 г.

либо; шют — падение). Зонтичнаь поверхность этого парашюта была сделана из бумаги, оклеенной материей. Она имела вид правильного конуса с диаметром основания в 4,5 метра. Высота конуса равнялась 2 метрам. В нижнюю кромку парашютной поверхности была вшита толстая веревка, с которой соединялся ряд подвесных тросов. Эти тросы держали внизу прочную плетенку из ивовых прутьев, которая служила седлом для человека.

На таком парашюте Ленорман сделал 26 декабря 1783 г. публичный спуск с башни парижской обсерватории Монпелье. При этом опыте присутствовал и один из братьев Мон-гольфье, который, по слухам, тоже занимался раньше прыжками с зонтиками.

Таковы официально зарегистриро-

однОвременно с полетами первых монгольфьеров и шарльеров парижский физик Ленорман.

Он взял два больших дождевых зонта с диаметром раскрытой поверхности в 75 сантиметров, соединил шнурами концы зонтичных спиц с рукоятками и затем, держа по зонту в каждой руке, сделал прыжок с высоты одноэтажного дома. Посадка вышла мягкой, без опасных толчков.

Чтобы определить примерно, как велика должна быть зонтичная поверхность для спуска с больших высот, Ленорман проделал ряд опытов с животиыми, пользуясь зонтами различных размеров. Учитывая пропорционально вес человека, он пришел к выводу, что при нагрузке в 90—100 килограммов (человек вместе со всем приспособлением) достаточно дать зонтичной поверхности диаметр около четырех с половиной метров, чтобы безопасно спускаться' с ее помощью «с высот облаков».

Затем Ленорман построил специальный снаряд — для спуска в воздухе человека, нему . звание —

toe

Весьма любопытны обстоятельства,

ванные испытания парашюта в эпоху появления первых воздушных шаров.

Но в действительности парашют был известен и раньше. В записках многих путешественников, забиравшихся в предшествующие века в дебри первобытных стран, встречаются упоминания, что у некоторых «диких» народов есть обычай развлекаться при торжествах и празднествах прыжками с большой высоты — с обрывов или скал — с помощью больших зонтов. Именно такое сообщение

В 1617 году в книге Фауста Веранцио появилось иаображение примитивного парашюта. Поверхность его была представлена в виде простого паруса нвадратной формы. (Латинская подпись под парусом гласит: летающий человек).

Один из способов пользования парашютом при увеселительных полетах в XIX веке. Парашют подвешен в сложенном виде под обручем аеростата.

и дало, по утверждению современников, первоначальную мысль для испытаний, которые делал Ленорман.

В Европе первое упоминание о свойствах парашюта можно найти у Леонардо да-Винчи (конец X'V века). В его записках, опубликованных только в XIX веке, имеется эскиз, изображающий человека, летящего с парашютом. К этому эскизу приложено краткое объяснение: «имея над собой плотный шатер (палатку) размерами в 12 локтей, можно безбоязненно бросаться с любой высоты, даже очень значительной, не подвергаясь никакой опасности». Если Леонардо да-Винчи не знал о парашютных развлечениях у некоторых восточных народов, то ему по праву принадлежит честь изобретателя парашюта с 'пирамидальной поверхностью.

В 1617 г. в техническом обозрении итальянского ученого Фауста Веранцио появилось изображение весьма примитивного парашюта. Поверхность его была изображена в виде простого паруса квадратной формы. В книге ни слова не говорится о том, применялось ли это приспособление на практике. Можно, однако, думать, что оно испытывалось, так как о его назначении указывается совершенно категорически: «летающий человек».

при которых парашют получил первое практическое применение. Еще в IP'10 году в одном французском романс, вышедшем в Париже, повествуется о

Рисунок Леонар-

8о да-Винчи, изо-ражающий человека, летящего с парашютом.