Техника - молодёжи 1947-05, страница 3

Техника - молодёжи 1947-05, страница 3

Пролетарии всех стран, юединлйт^ ъ!

Ежемесячный популярный производственно-технический

и научный журнал ЦК ВЛКСМ 1947 г. 1б-й ГОД ИЗДАНИЯ МАЙ № 5

Адрес редакции: Москва, Новая пл., д. 6/8, Тел, К 0-63-44

ЛЕНИН

И СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА

Академии С* И. ВАВИЛОВ

В 1909 году, в пору реакции после поражения революции 1905 года, была опубликована книга В. И. Ленина «Материализм; и эмпириокритицизм»,

В туманы идеализма,, мистицизма, -богоискательства тех дней решительно врезался острый» светлый луч ленинской материалистической критики. Беспощадно разрывая шути-ну эмпириокритицизма* В. И. Ленин противопоставил ему на страницах своей книги несокрушимую теорию познания диалектического материализма.

«Материализм и эмпириокритицизм» навсегда останется блестящим образцом изложения философии диалектического материализма. Книга эта в «Кратком курсе истории ВКЩб>» определяется как произведение, сыгравшее огромную роль в теоретической подготовке большевистской партии.

В начале нашего века многим как в Западной Европе, так и «в России казалось, что » результате развития новой физики, физики электронов, радиоактивности, теории относительности материализм ниспровергнут и что торжествует идеалистическая философия типа «эмпириокритицизма».

Опровержению этого вывода посвящена книга Ленина, Для этого ему необходимо было обратиться к рассмотрению той основы, на которую якобы опирался эмпириокритицизм, то есть к новой физике. Вот почему в книге Ленина так часто речь идет о физике.

Несмотря на необычайные с каждым годом изменения и рост физики, мысли В. И. Ленина о философских предпосылках и выводах нашей науки, о ее главных путях, высказанные почти 40 лет назад, полностью сохранили свое значение и силу и сегодня.

СОСТОЯНИЕ ФИЗИКИ К НАЧАЛУ XX ВЕКА

В «еторадг науки трудно привести другой пример такого коренного изменения в основах, какое пришлось и до сих лор приходится переживать физике, начина» с первых годов XX века. Именно «в эти годы В. И. Ленин и обратился к

физике.

Для понимания характера такого резкого поворота физики необходимо проследить главные методологические линии развития физической мысли на протяжении многих веков.

С давних времен— от Демокрит и Эпикура, через Архимеда, Галилея, Деюарта, Ньютона, Фарадея, Максвелла, Гельмгольца до Герца, Кельвина и Рэлея — ясно господствовало стремление к созданию механической картины мира.

Владимир Ильич ЛЕНИН.

Явления природы с этой точки зрения рассматриваются как результат движения элементарных неизменных масс, переметающихся в эвклидовом пространстве: мир складывается1 из двух расчлененных элементов — пространства и движущихся масс. Однако для полноты механического объяснения явлений потребовалось массы наделить «силами», и это было осуществлено Ньютоном. В механике Герца силы заменены «связями» между массами, но, конечно, последовательное механическое мировоззрение требует дополнительного механического толкования и «сил» и «связей». Та к возникли гипотетические концепции эфира с разнообразными заданиями—светоносного, гравитационного, электромагнитного*

Динамизм Ньютона, наделившего массы гравита-циошшми и другими непосредственно измеряемыми силами, не противоречил механическому воззрению,—он только с ясностью и отчетливостью отделял известное от неизвестного. Вместе с тем своим приемом введения наблюдаемых сил вместо гипотетических механических конструкций Ньютон заложил основу нового, могучего теоретического метода исследования, который можно назвать методом принципов. Наряду с динамизмом Ньютона этот метод определил дальнейшее развитие физики и долгое время рассматривался как направляющий прием, позволяющий обойтись при анализе явлений без специальных и произвольных механических гипотез. Никто, однако, не сомневался в справедливости механической сущности явлений, пока еще скрытой и «недоступной.

Положение круто изменяется со времени развития термодинамики ее двумя началами и ньютоновской формальной структурой. Именно второе начало термодинамики, как будто » корне противоречившее основной особенности чисто механических явлений — их обратимости, вызвало неуверенность и колебания в справедливости механических основ, Возникает так называемый «энергетизм», стремящийся всю физику свести к формальному термодинамическому (в широком смысле слова) рассмотрению изменений и превращений энергии. Наиболее увлекающиеся сторонники энергетизма, например Оствальд, доходили при этом до мечтаний обремени, «когда атомы будут встречаться только в пыли библиотек».

Одновременно с охлаждением к механицизму и торжеством термодинамического формализма в физике начинают развиваться новые вариации идеалистической философии, на этот раз пытающиеся опереться на новую физику. Эмпириокритицизм 'Маха и Авенариуса вырастает именно на этой почве, на ней же строится весьма наивная энергетическая натурфилософия Оствальда,