Техника - молодёжи 1958-02, страница 45

Техника - молодёжи 1958-02, страница 45

He рае в нашем журнале печатались материалы иа архивов будущих столетий.

Сегодня мы знакомим читателей с исторической справкой об организации слушбы информации в разные глохи.

Справна ета составлена в начале третьего тысячелетия нашей эры.

«3

«Заруби на носу», «Завяжи узелок» — эти термины, ставшие впоследствии поговорками, возникли в те далекие времена, когда люди только начинали придумывать первые технические устройства в помощь своей слабой и несовершенной памяти.

Деревянная палочка с зарубками (или «нос», то есть то, что постоянно носят с собой) и пояс с бахромой, завязываемый узелками, были одними из первых хранилищ «памяти», или того, что мы называем сейчас «информацией». Тогда же примерно появились рисунки на стенах пещер, резьба на кости и камне.

Позднее возникла и стала развиваться письменность В разные эпохи у разных народов применялись различные материалы, на которые наносились письмена. Неодинакова была техника их нанесения. Древние римляне применяли навощенные дощечки, на которых они писали заостренной палочкой (стилем). При раскопках древнерусских городов находили куски березовой коры с нацарапанными на них записями (берестовые грамоты).

Глиняные плитки с выдавленными на них письменами дошли до наших дней в полной сохранности из древней Ассирии, Вавилона. Обожженные плитки из глины—это, безусловно, прочное, долговечное хранилище информации, но крайне громоздкое, маловместительное.

Библиотека, заполненная свитками папируса и пергамента, была следующим Шагом на пути развития методов хранения коллективного опыта. Но и папирус и пергамент были крайне дороги. Появление бумаги и книгопечатания улучшили и расширили информацию. Конец XIX века и начало XX — это годы расцвета «эры бумаги». В СССР только эа первые сорок лет совет-

(Inl/AMteMb Qjl^Afo^^l^rtgiA)

у ^

"U.

Амию nneiiY гмтмигса/ ммму stf:

Г. БАБАТ, профессор, доктор технических неук

ской власти было издано книг с различными названиями почти полтора миллиона, тиражом в двадцать миллиардов экземпляров.

После второй мировой войны библиотечные работники усиленно искали новые методы хранения книжных материалов: применяли микрофильмы, микрокарточки, на которых изображение уменьшено до предела. Это встречало затруднения не только технического порядка — необходимость в мощных, дешевых и удобных проекционных аппаратах, но и, так сказать, психологического — со стороны потребителей, которые привыкли в течение долгого времени работать с книгами и документами, ощущая в руках бумагу.

Усиленно развивались и другие методы хранения информации — полупроводниковая электрическая фотография, магнитная запись звука и изображения. И все же основным вместилищем всех накопленных человечеством «интеллектуальных ценностей» была непрочная, недолговечная и малоемкая бумага.

В то время трудно было представить, что хранившиеся в библиотеках и архивах миллионы кубометров бумаги, которые служили человечеству в течение веков, должны отступить, уйти на второй план.

Во второй половине XX века были созданы различные счетные машины и запоминающие устройства: электростатические (конденсаторные) блоки памяти; так называемая матричная магнитная запись, состоящая из бус магнитно-твердого материала, нанизанных на проволочные сетки.

Большем v достижением явилось изобретение целлюлярной памяти, состоящей из единичных клеточек — целлюль, размером в несколько микрон каждая, соединенных так, что в общей массе они образовывали своеобразный кристалл. Та-

Рис. Е. БОРИСОВА

кой кристалл в виде куба с ребром в один сантиметр мог вместить в себя содержание нескольких тысяч ' толстых томов книг, издававшихся в середине XX века.

Целлюлярная память дала возможность записывать в малом объеме любой вид информации: книгу, картину, театральное представление, кинофильм. Электронные быстродействующие считывающие устройства развертывали и воспроизводили запасенную информацию в ' виде изображения на экране или звучания через систему громкоговорителей. Информация эта могла храниться неограниченно долго.

Для кристаллов целлюлярной памяти в конце XX века строились хранилища — информарии. Они заполнялись кристаллами целлюлярной памяти, словно гигантские соты, и непрестанно обогащались культурными ценностями народов.

Тогда же появились и портативные воспроизводящие аппараты. Они напоминали телевизоры середины XX века. На экране воспроизводилось цветное изображение, громкоговорители передавали звук. В аппарате имелось печатающее устройство, где изображение, проходящее на вкране, можно было зафиксировать на электрочувствительную пленку.

На экране можно было просмотреть и первое издание «Евгения Онегина», рукописи Леонардо да Винчи и последние данные о структуре атомных ядер, а затем получить точнейшие электрокопии этих документов на прочной, удобной в обращении пленке.

Автоматические заводы выпустили тогда сотни миллионов информа-

г—г-

.. it limns . h«6rbrt muqi Ш HhQiiuOim:iiMl(C in (ant itl wabriuctttH rubUot nt .Jtomua auttj quatui